РИГА, 7 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Возможно случайно, но законопроекты на последнем пленарном заседании Сейма скомпоновались в характерную картину: защита интересов чиновников на фоне предстоящего повышения налогов для предпринимателей.
3000 евро - членам Совета по СМИ
Сейм Латвии поддержал в первом чтении поправки к закону "О вознаграждении должностных лиц и работников государственных и муниципальных организаций". Проект решения предусматривает значительное увеличение зарплат членам Совета по общественным электронным СМИ и Национального совета по электронным СМИ. Напомним, что еще год назад надзор за содержание ТВ и радиопередач в стране осуществлялось силами одного Национального совета. В прошлом году, на фоне решения о слиянии общественных СМИ в единую структуру, специально для контроля за этой организацией было принято решение о создании целой надзорной инстанции – Совета по общественным электронным СМИ. А Национальному совету оставили контроль за работой частных электронных средств массовой информации.
Зарплаты членов Совета по общественным СМИ повышаются до 3000 евро на руки, а председатель совета будет получать до 3200 евро "чистыми". Согласно нынешней редакции закона, зарплата членов совета установлена до 2368 евро, до уплаты налогов, то есть 1600 евро на руки.
До такого же размера будут подняты вознаграждения членам совета и председателю Национального совета по электронным СМИ. Сейчас "рядовой" член Национального совета получает 2256 евро до уплаты налогов, или 1600 евро на руки, а председатель совета – 2715 евро (1900 евро "чистыми").
Основным аргументом в пользу повышения зарплат было то, что "профессионалы не хотят работать" за малые деньги. Впрочем, этот довод на дебатах оспорил депутат от "Согласия" Борис Цилевич: "Те причины, почему профессионалы не хотят подавать заявки на работу в Совете по общественным СМИ, на мой взгляд, совсем иные, нежели зарплаты… Хотелось бы напомнить вам судьбу членов Национального совета по СМИ. Мы порой единогласно выбираем этих людей в совет, а через несколько месяцев на них начинаются нападки, критика, давление, или мы их просто увольняем, или же они уходят как будто бы добровольно. Вы думаете, профессионалы этого не видят? Вы думаете, что профессионалы не видят, что у совета нет реальной независимости, что политическое давление продолжается и от этих людей коалиция ожидает лишь послушания желаниям коалиции? Вот что, на мой взгляд, является главной причиной".
Звучали и другие аргументы, в частности о том, что в период кризиса, когда большинство жителей страны остались без средств к существованию, поднимать зарплаты госчиновникам такими темпами, мягко говоря, аморально.
Позиция коалиционного большинства перевесила. Депутат Артусс Кайминьш, руководитель комиссии Сейма по правам человека и общественным делам (инициатор поправок) авторитетно заявил: "Совет по общественным СМИ будет ответственен за 40 миллионов евро, выделяемых на финансирование общественных СМИ, которые поступают из госбюджета. За это будут ответственны три члена совета. На этих должностях нужны специалисты высокого ранга".
Малому бизнесу – повышение налогов
Несколько законопроектов, которые начал рассматривать парламент во втором чтении, касаются введения системы упрощенной уплаты налогов для микропредприятий и самозанятых лиц. Теоретически идея хорошая: в банке открывается счет, на который зачисляются все доходы, полученные человеком от ведения хозяйственной деятельности. Банк совместно со Службой госдоходов автоматически удерживают из поступлений сумму необходимых налогов. Предприниматель освобождается от ведения бухгалтерии. В соседней Эстонии упрощенный способ уплаты налогов используют около 3000 предпринимателей.
В ноябре прошлого года этот проект предлагал оппозиционный депутат Вячеслав Домбровский – тогда его идею забраковало министерство финансов, заявив, что на реализацию этого проекта и на его согласование понадобится не менее двух лет. Судя по всему, потребовалось гораздо меньше времени – спустя четыре месяца эти поправки поданы уже как "авторская идея" Минфина.
При этом все предложения оппозиционных депутатов были отвергнуты в ходе рассмотрения законопроекта. В числе отвергнутых оказалось и предложение Домбровского воспользоваться опытом Франции – там малые предприниматели делятся на три основные категории – поставщики товаров, поставщики услуг, работники, оказывающие профессиональные консультации – в зависимости от принадлежности к той или иной группе индивидуально устанавливаются и процентные ставки налога, и годовой максимум, до которого применяется льготная система. Это позволяет государству более гибко реагировать на специфику каждого бизнеса. Но коалиционное большинство идею не поддержало.
Депутат Сейма Любовь Швецова вообще выразила сомнение в том, что прогрессивная система уплаты налога по упрощенной схеме даст ожидаемые позитивные результаты. Дело не в том, что система неэффективна, а в том, что она вступает в силу с 1 июля этого года, то есть с того же дня, как начинают действовать поправки, проведенные министерством финансов к другим законам, в частности, речь идет о введении обязательных социальных платежей для самозанятых лиц. Так что в сумме плюсы от упрощения налоговой системы могут быть перекрыты минусами от введения новых налогов на малый бизнес.
Основные дебаты в парламенте по введению упрощенной системы налоговых сборов были посвящены настойчивым требованиям оппозиционных депутатов отменить ожидающееся повышение налогов с 1 июля, которое ударит в первую очередь по малому бизнесу. Эдгарс Таварс, депутат Союза зеленых и крестьян, заявил: "Нам надо понимать, что, принуждая малых предпринимателей работать слугами в крупных компаниях за зарплату в полном налоговом режиме, а не малыми хозяевами собственного бизнеса, мы столкнемся с тем, что не все они будут к этому готовы, согласны с этим. Многие выберут другой способ: покинут эту страну".
С 1 июля изменения налоговой системы коснется, по предварительным оценкам, около 200 000 индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса. И не исключено, что многие из них предпочтут если и не уехать из страны, то как минимум "уйти в тень". Поскольку далеко не все будут готовы платить обязательные социальные взносы даже при полном отсутствии оборота.