РИГА, 5 мая — Sputnik. Премьер-министр, который говорит о том, что нужно ассимилировать детей русских в Латвии, - не наследник духа 4 мая. С Декларацией о восстановлении независимости Латвийской Республики Верховный Совет принял еще восемь документов, о которых сегодня как-то не говорят. А записано там совсем другое, заявил лидера партии "Согласие" Янис Урбанович.
Четвертого мая в Латвии отметили День восстановления независимости. 4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принял Декларацию о восстановлении независимости, ставшую прологом к выходу республики из состава СССР. В 1993 году начал работу 5-й Сейм.
Янис Урбанович в своем комментарии в Facebook по поводу праздника отметил: 4 мая принято говорить об одном документе, а другие широко не упоминаются.
"В одном из них – в "Призыве к народу Латвии" большинство депутатов (136 из 201) декларируют, что новоизбранный парламент "ГЛАВНЕЙШИМ ПРИНЦИПОМ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ считает политическую свободу, гарантии экономических и социальных прав, обеспечения развития национальных культур - при соблюдении норм всеобщих прав человека, так и специфических интересов национальных культур нацменьшинств – всех национальных групп, проживающих в Латвии. Парламент Латвии считает своей задачей отстаивать священные демократические принципы национальных отношений, характерные для Латвийской Республики. Только идя в ногу со всем народом Латвии, мы сможем в наших общих интересах восстановить независимое, демократичное, европейское Латвийское государство", - цитирует Урбанович один из документов.
Политик отмечает: обещаниям, данным 4 мая, поверили многие нелатыши и без них латышам "никогда не удалось бы мирным путем добиться восстановления независимости"
"Не остались ли мы перед ними в долгу? За невыполненные обещания? – задается вопросом Урбанович. - Из песни слова не выкинешь. Но забыть несколько строчек песни можно попытаться. И мы пытаемся "не вспоминать" уже в течение нескольких десятков лет о том, на каком фундаменте мы обещали строить свое государство.
Бесконечные "красные линии", языковые ограничения, несоответствующие Сатверсме, изничтожение возможностей билингвального образования, изнание русского языка из эфира общественного ТВ – не это, кто восстанавливал независимость, обещали нацменьшинствам Латвии. Премьер, который сказал "нам нужно ассимилировать ИХ детей" - не наследник духа 4 мая. Как чисто прагматически, так и интуитивно парламентарии того времени понимали, насколько важно для будущего Латвии единство народа и что ничего нельзя достичь без уважения к другим общинам.
В какой момент мы потеряли эту твердую почву под ногами? Как нам к этому вернуться?
4 мая – это праздник народных надежд. Годовщина воплотившихся, а также и невоплощенных надежд".