РИГА, 22 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. В правительстве заговорили о возможной отмене мер поддержки экономики, а в Сейме в это время обсуждали влияние пандемии на состояние бюджета. В краткосрочном плане все выглядит очень неплохо. Но если пандемия продолжится, то негативного сценария развития событий – не миновать.
Поступления налогов почти не уменьшились
Состояние бюджета в 2020 году и его исполнение в первом квартале 2021 года обсуждалось на заседании комиссии по публичным расходам и ревизиям. Первое удивительное наблюдение: в 2020 году уровень налоговых поступлений составил 99,4% от налогов, собранных в докризисном 2019 году. Поступления от отдельных налогов сократились. Доходы от НДС, по отношению к плану на 2020 год составили 88% (минус 340 миллионов евро), хотя, как пояснили в Минфине, в значительной степени падение объясняется изменениями в правилах возврата переплаченного НДС. По сравнению с фактически собранным НДС в 2019 году, его поступления в 2020-м составили 96% (сокращение на 130 миллионов евро).
Интересная ситуация сложилась с подоходным налогом с населения. Несмотря на то, что план по налогу составлялся в то время, когда про COVID-19 еще никто не знал, план по нему в 2020 году был перевыполнен – 103,5% (на 61,4 миллиона евро), правда, налоговые поступления не превысили показатели 2019 года: 94,3%, или минус 109 миллионов евро. На 143 миллиона (88,1% от запланированного уровня) сократились поступления от акцизного налога. А главный позитивный рекорд поставил подоходный налог с предприятий: 463%, по сравнению с фактическим поступлением 2019 года, или 162,7 миллиона евро в абсолютных цифрах. Впрочем, причиной тому стали проведенные налоговые реформы, поскольку, по сравнению с планом на 2020 год, поступления составили всего 79,5%.
Изучая налоговые поступления по месяцам, можно отметить: самые значительные сокращения в поступлениях налогов в 2020 году пришлись на март - июль (на 80 и более миллионов евро ежемесячно). Пик сокращений пришелся на май – минус 217 миллионов евро. Во вторую волну, которая была сильнее первой, сокращение поступлений от налогов было уже не столь значительным (26 миллионов - в ноябре и 53 миллиона - в декабре). В Минфине полагают, что бизнес к этому времени уже научился жить в условиях пандемии, свою роль сыграли и усовершенствованные правительством меры поддержки бизнеса и населения.
Говоря о результатах за первый квартал 2021 года, Минфин отмечает, что фактически собираемость налогов находится на уровне допандемийных первых трех месяцев 2020 года. В целом налоговые поступления составили 103,2%, по сравнению с бюджетным планом на этот период, и 99,7% - по сравнению с фактическим исполнением бюджета в первом квартале 2020 года. Доходы отстали от планов по той причине, что, когда планировали бюджет на 2021 год, мало кто ожидал, что последует вторая волна пандемии, которая окажется весьма длительной.
Никто не хотел экономить
При этом бюджетные расходы продолжают стремительно расти. К естественному аппетиту политических партий и их представителей в министерствах добавляется необходимость поддержки народного хозяйства и населения в период пандемии (что отражается и на рейтингах политических партий). Накопления, созданные к началу 2020 года, "денег много как никогда", кто помнит, были стремительно "съедены" в 2020-м. Дефицит бюджета нарастает.
По данным Минфина, если в 2005 году расходы общего бюджета составляли 4,6 миллиарда евро, то, постоянно увеличиваясь (кроме кризисных 2009-2010 годов), расходы к 2020 году достигли 12,4 миллиарда евро, а в 2021 году (несмотря на сокращение налоговых поступлений) достигнут исторического максимума в 14,5 миллиарда евро. Правда, затем, в 2022-2023 годах, в рамках среднесрочного проекта бюджета запланировано их небольшое снижение, но и при нем расходы составят более 13 миллиардов евро в год.
Наибольшее количество средств (как в сумме, так и по темпам прироста от 2019 к 2021 году) направлено на социальные пособия. В 2019 году они составляли 3,2 миллиарда, в 2020-м – уже 3,6 миллиарда, а в этом году достигнут более 4,5 миллиарда евро.
На втором месте – субсидии и дотации. 2,3 миллиарда, 2,7 миллиарда и 3,7 миллиарда евро – в течение 2019, 2020, 2021 годов. Третье место – вознаграждения: 2,6, 2,7 и 2,8 миллиарда евро соответственно.
Плюс не сходится с минусом
Баланс бюджета за первый год пандемии выглядит неоптимистично. В первом квартале 2021 года, по сравнению с тем же периодом 2020 года, дефицит консолидированного общего бюджета составил 597,5 миллиона евро. 590 миллионов евро составил дефицит государственного консолидированного бюджета, 451 миллион евро – дефицит основного государственного бюджета, 160 миллионов – дефицит государственного специального бюджета. На этом фоне более-менее "прилично" выглядит консолидированный бюджет самоуправлений – там дефицит составил "всего" 6,7 миллиона евро. Что называется, "на скорость не влияет".
В 2020 году дефицит бюджета был равен 1,57 миллиарда евро, или 5,4% от ВВП, что более чем на порядок превысил показатель, заложенный в законе о бюджете на 2020 год (0,3% от ВВП). По прогнозам, структурный дефицит продолжит расти и в последующие годы.
По подсчетам Минфина, примерно в 10% дефицита от ВВП государству обошлись меры поддержки, принятые и реализованные правительством за год пандемийного кризиса. В 2020 году все реализованные меры поддержки оценивались в 1,3 миллиарда евро (4,5% от ВВП), план на 2021 год – 3,1 миллиарда евро (10% от ВВП), но уже за первый квартал на поддержку отраслям народного хозяйства выделено 1,9 миллиарда евро (порядка 6,2% ВВП). Здесь учитываются все виды поддержки – займы и гарантии, пособия, налоговые льготы, отраслевые меры поддержки, реструктуризация фондов ЕС.
Где искать деньги?
С точки зрения прогресса государственного долга, кризис 2008–2009 годов дорого обошелся Латвии. Госдолг с 8,5% от ВВП к 2010-му вырос до 47,9% от ВВП. Учитывая ежегодный прирост ВВП, надо понимать, что в абсолютных цифрах темпы прироста госдолга выглядят куда более внушительными, но абсолютные цифры за 15 лет предоставлены не были.
Правда, за период с 2010 по 2019 год размер госдолга удалось постепенно сократить до 36,9% от ВВП. И тут наступила пандемия. В 2020 году на внешних рынках было привлечено 1,55 миллиарда евро, на внутреннем финансовом рынке – 680 миллионов евро. К 2021 году размер госдолга вырос до 48,9% от ВВП. В марте 2021 года на международных финансовых рынках было привлечено сроком на 10 лет еще 1,25 миллиарда евро. Во время кризиса 2009 года Латвии практически не были доступны заемные средства на мировых рынках, тогда как сейчас таких возможностей в избытке. Итого – займ в марте 2021 года был произведен по рекордно низкой для Латвии купонной ставке – 0,0%. Отсутствие процентов, однако, не отменяет необходимости возврата средств заемщикам. К 2022 году величина госдолга Латвии превысит рубеж в 50% от ВВП и далее, по планам, начнет постепенно сокращаться.
Если финансовая политика Еврокомиссии будет оставаться без изменений, то еще в 2022 году у Латвии есть "запас" в фискальных критериях, чтобы проводить мероприятия по поддержке. Тем не менее с условием, что воздействие кризиса не будет долгосрочным. В противном случае это поставит правительство перед необходимостью проводить жесткие меры по сокращению расходов, в том числе на пособия и на мероприятия по поддержке бизнеса.
В этом контексте становится понятным, почему в правительстве все чаще начали говорить о том, что ограничения в экономике пора понемногу отменять, равно как и обсудить возможность постепенной отмены мер поддержки. Уж очень дорого они обходятся бюджету.
Дальнейшие события будут зависеть от того, насколько эффективно будут использованы деньги на оздоровление экономики, которые получит Латвия от Евросоюза. К сожалению, оптимизма по поводу разумности вложений пока нет, равно как и нет оснований считать, что "санкционное мышление" правительства Латвии может быть пересмотрено в сторону экономических и хозяйственных соображений, а не геополитических.
Впрочем, выборы в Сейм состоятся уже в 2022 году, а дальше – все это уже не забота нынешнего правительства.