Пандемия даче не помеха: почему жители Латвии так любят свои огороды

Даже сейчас, когда любые продукты свободно приобретаются в магазинах, многие жители Латвии предпочитают дачный урожай, затрачивая время и физические усилия; в период пандемии, когда круг других занятий оказался резко ограничен, не запретили копаться в родимой землице…
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 17 апр - Sputnik. Если верить толковому словарю, дача — это загородный дом для летнего отдыха. Но в советское время, когда населению раздавали садовые участки, дача стала и вторым трудовым фронтом, и кормилицей всей семьи. Добрая половина соотечественников согбенно ишачила на загородных грядках — в годы тотального дефицита свои продукты выручали, как и в начале 90–х, когда еду подчас купить было не на что, пишет газета "Сегодня".

Место для "активного отдыха"

У людей, выросших в СССР, в генах заложена тяга к земле. И хотя голодные времена 90–х прошли, количество садоводов–любителей, быть может, не увеличилось, но уж точно и не уменьшилось. В основном это, конечно, люди старшего поколения. Ну а молодежь приезжает на дачу разве что шашлыки поесть.
Фото
Железная дорога и паровоз: смотрите, что построил инженер на даче
70–летний Виктор Алексеев из Даугавпилса относится к числу типичных пламенных огородников. Он рассказывает:
— Для меня дача — это место отдыха. А отдых для меня — это умеренный физический труд. Участок у нас с женой всего шесть соток, но нам хватает. Клубники всегда много созревает — внуки ее так любят! — а уж капусты, баклажанов, кабачков, огурцов и прочих овощей–фруктов в сезон на всю семью хватает (и поесть, и для закатки на зиму), даже несколько яблонек и грушевых деревцев есть. А вот помидоры плохо растут. Ну и ездить из города на дачу туда–сюда дороговато.
Далековато, конечно, но зато места там замечательные. Побудешь день — и всю будничную усталость как рукой сняло. Через месяц–полтора мы с супругой перейдем на "летний режим": неделя на даче, два дня дома, в городе. Благо пять лет назад домик достроили.
Супруга Виктора, Анна, подхватывает:
— Ну что может быть лучше свежего дачного воздуха да своих выращенных помидорок— огурчиков, ягод и яблок?! И даже так скажу: работая, я отдыхаю. Для городского человека общение с землей просто необходимо. Забываешь о проблемах, обретаешь второе дыхание. До пенсии работа у меня была сидячая, сейчас также движения не хватает, а ведь движение — это жизнь. Иногда бывает, так отдохнешь, что потом день на диване отлеживаешься, но только на ноги встанешь — сразу опять на дачу тянет. По мне, так все же лучше, чем у телевизора сидеть. Честно говоря, даже когда я работала, то для меня отпуск был сущим мучением. Ну, недельку отдохнешь, а потом начинаешь страдать от безделья. Так что уже и тогда дача была для меня самым лучшим из всех вариантов.
Наш дачный домик находится рядом с озером, лесом — благодатное место! Летом мы всей семьей — а у нас двое внуков, мальчик и девочка — любим там купаться, загорать. Дети обожают ходить в лес, собирать ягоды и грибы. Когда к нам в гости приезжают родственники, на даче мы устраиваем веселые пикники. И, кроме того, дача хоть и слегка, но поддерживает наш семейный бюджет. Например, до сих пор мы пользуемся выращенным на своей земле луком. Много готовим овощей и фруктов на зиму, так что на нашем столе практически круглый год есть всякие разносолы. Варенья, соленья, консервации…

Экономика должна быть экономной

Оправдывает урожай вложенные в хозяйство средства?
— Считайте сами, — говорит Анна. — Семена огурца в пакетике обходятся от 30 до 60 евроцентов (в зависимости от качества и количества), капусты — от 40 до 60, укропа, редиса или редьки — примерно 40, килограмм сеянцев лука — от 1,40 до 2,5 евро. Если говорить о рассаде, то один росток капусты в прошлом году в Даугавпилсе стоил от 15 до 20 сантимов, огурца — от 50 до 70. А ведь случается, что семена и не взойдут. Или рассаду заморозки побьют, тля цветки съест, гниль поразит плоды…
На даче в Саулкрастах могла взорваться пиротехника
Что касается саженцев плодовых деревьев, то за качественные могут потребовать от 8 до 15 евро. Но искушенные дачники жалуются, что частные торговцы нередко выкладывают на прилавок не те сорта, за которые выдают товар.
Чернозем, навоз, торф в среднем стоят по 3–6 евро за мешок, хорошее удобрение для клубники голландского производства — 5 евро килограмм. Пленка для теплиц — это примерно 1–2 евро за метр, даже за лопату или грабли нужно отдать 10–20 евро. Если решил раскошелиться на такую роскошь, как механический культиватор, готовь несколько сотен евриков. Плюс еще нужно отчислять раз в год земельный налог (приблизительно 10 евро за гектар), платить за бензин и электричество.

Главная выгода — трудотерапия!

Так во сколько обходится посевная компания супругам? Точных подсчетов они не ведут, но совокупные затраты на семена и рассаду ежегодно составляют у них до 50 евро. Еще примерно столько уходит на удобрения — впрочем, Виктор и Анна предпочитают подкармливать свои растения естественными продуктами типа куриного помета. Соседи же, использующие "химию", вкладываются, бывает, и по сотне евриков за сезон.
Что касается количества воды, уходящей на поливку, то оно зависит, естественно, от погоды. Поскольку пенсионерам трудновато уже таскать живительную влагу в лейке, приходится использовать электричество — в месяц на это тратится от 5 до 10 киловатт. Кстати, нельзя забывать, что по 40–45 евро за сезон уходит на дизельное топливо — благо фазенда располагается неподалеку от Даугавпилса.
— О рентабельности особой говорить не приходится, — объясняет Виктор, — хотя бы потому, что мы не продаем нашу продукцию. Смысл? Торчать часами на рынке в ожидании покупателей, платить там за место нет никакого желания. Сдавать урожай за копейки перекупщикам тоже не хочется. В год у нас получается приблизительно по триста килограммов яблок, десять ведер огурцов, столько же помидоров, три–четыре килограмма лука, примерно два ведра чеснока, по три ведра морковки, пять–шесть килограммов петрушки и укропа. Скажем так, это наш стратегический запас на зиму — мало ли что может произойти? Плюс, конечно, очень многое, практически большую часть, отдаем детям, у которых уже собственные семьи.
Впрочем, некоторые наши соседи растят овощи специально на продажу. Кстати, некоторые поступают хитро, заводят по два поля. На одном выращивают для себя, но там используют лишь органические удобрения. В итоге вырастает не так уж много, зато все стопроцентно "чистое". Второе поле заваливают "химией" — но там продукты изначально предназначены для сбыта. Двоюродная сестра Галина, например, в прошлом году продала на рынке со своего участка в пять соток и двух теплиц помидоров на сто шестьдесят евро. Ну что ж, евро пятьдесят на этом выгадала…

Здоровье дороже денег

Виктор и Анна признают: работа на земле подпитывает, заряжая положительными эмоциями. А вот вложенные в огород силы, бывает, не оправдываются — огурцы почему–то не завязываются, горох червивый, морковь мошка поела… В результате сил потрачено много, а итоги не радуют. Но и доводы о том, что, мол, все это можно купить в магазине, заядлых огородников не убеждают. Дескать, кто знает, что они там продают в этих супермаркетах… Сейчас всюду пишут о трансгенной дряни, которая лежит на прилавках вместо настоящих продуктов и способна, как говорят, вызвать болезни и вредные изменения в человеческом организме. Зачем, мол, рисковать, когда все необходимое можно вырастить самостоятельно — экологически чистое!
В музей, на дачу и поспать: латвийцы рассказали о планах на лето
… Добавим, что в советские годы в Даугавпилсе существовал консервный завод. Владельцы приусадебных хозяйств могли выгодно сбывать туда выращенные ими овощи — и не оставались внакладе. Но в начале 90–х завод, как и многие другие предприятия, прекратил свое существование, и этот канал сбыта перестал действовать.
Лет двенадцать назад нашлись в городе политики, советовавшие восстановить предприятие за счет самоуправления — в частности, эту идею выдвигал, выставляя свою кандидатуру на выборы в думу, будущий вице–мэр Григорий Немцов. Он предлагал использовать пустующие помещения бывшего молочного комбината, в которых можно было бы установить необходимое оборудование. Однако менее чем через год после избрания Г. Немцова, так и не успевшего реализовать это свое предложение, застрелили. А с тех пор больше никто проекта восстановления консервного завода не выдвигал — ни самоуправление, ни местные бизнесмены. А жаль, было бы хорошее подспорье для дачных огородников…