РИГА, 29 мар – Sputnik. Экономист Swedbank Нериюс Мачюлис призвал литовцев не делать "фетиша" из розничных магазинов с низкими ценами, пишет Sputnik Литва.
Ранее в СМИ появились сообщения, что немецкая сеть торговая сеть Aldi собирается расширяться в Литве и намерена открыть не менее 15 магазинов в год. Магазины Aldi работают в формате "жесткий дискаунтер" (магазин самообслуживания с максимально простым оформлением торгового зала), и за счет этого держат низкие цены на товары.
Мачюлиса такая перспектива не обрадовала.
"Признаюсь, я не очень внимательно смотрю на цены на повседневные продукты, но однажды заметил, что килограмм курицы стоит примерно евро. Представляете, кто-то держит яйца в инкубаторах, кормит [цыплят], выращивает [птиц], прощается с ними, упаковывает, привозит, хранит в холодильнике... и продает за евро", – написал Мачюлис на своей странице в Facebook.
Она напомнил, что не только тот, кто выращивает птицу, но и перевозчик и продавец также получают некоторую прибыль.
"Триумф современного животноводства, технологической революции, систем логистики и торговли и всего капитализма, никак иначе", – добавил он.
В Литве можно купить цыпленка, выращенного без антибиотиков, за три евро, а есть и более дорогие куры, выращенные без гормонов.
"Мне кажется, что мы забываем – или у нас еще даже не было времени узнать, – что получаем то, за что платим", – отметил Мачюлис.
Экономист подчеркнул, что если потребитель не хочет платить больше евро за то, что он ест, то современная экономика предложит ему определенный продукт, однако вместо зерна купленный цыпленок будет есть таблетки, жить в одной клетке с еще семью другими курами, рабочие на фабрике не будут получать достойную зарплату, а кто-то даже попытается не платить налоги.
"И такие примеры здесь можно найти на каждом шагу. Хочешь колбасу за 17 центов? Будет, только не спрашивай, как она приготовлена. Хочешь помидоры посреди зимы по евро? Будут! Пластиковые, без запаха, без вкуса, без витаминов, но будут. Дешевые вещи часто бывают самыми дорогими", – заметил Мачюлис.
Экономист рассказал, что отслеживал совокупные показатели экономического прогресса, заработной платы, цен, бедности, покупательной способности более десяти лет и знает, что в Литве ценовой критерий уже должен быть отодвинут на второй план.
Мачюлис отметил, что очевидно, что даже в самых богатых странах есть люди, которые не могут купить даже самые дешевые предметы первой необходимости, но есть и другая проблема.
"Еще одна маркетинговая сеть, еще большая конкуренция, еще больший выбор – это здорово. И да, даже в недорогих торговых сетях есть очень качественные, изысканные и дорогие товары, все хорошо, <...> недостатка в выборе в современном магазине действительно нет, я писал об этом несколько дней назад. Но я больше с нетерпением жду не еще одной розничной сети, а заголовка, который не будет акцентировать внимание на низких ценах и фетишизировать их", – заявил экономист.
В марте в Риге заработал первый в Латвии магазин розничной сети Mere, работающей в формате "жесткий дискаунтер". С самого момента открытия перед магазином не исчезает очередь из сотен покупателей, и это единственный магазин в Латвии, где выставлен постоянный пост полиции. Средняя стоимость покупки в Mere – 30 евро, это почти в два раза ниже, чем в магазинах сети Rimi. По плану владельцев бизнеса в Латвии появится до 20 таких магазинов.