РИГА, 26 мар — Sputnik. Лиепайская дума 25 марта направила открытое письмо президенту и министрам с просьбой разъяснить ситуацию с созданием рабочей группы по ликвидации управлений Рижского и Вентспилсского порта, а также Лиепайской СЭЗ. Раньше городу и порту обещали, что до 2023 их не тронут.
Правительственная коалиция 15 марта выразила поддержку предложенной министром сообщения Латвии Талисом Линкайтсом модели управления портами. Изменениями к закону о портах Минтранспорта предлагает для управления Рижским и Вентпилсским портами, а также Лиепайской специальной экономической зоной создать государственные общества капитала, акции которых смогут получить и самоуправления при условии, что государству останется не менее двух третей акций. Как пояснял Линкайтс, реформа в портах Латвии затеяна для того, чтобы в управление пришли профессионалы, а чиновничье влияние было сведено к минимуму. Также он заявлял, что в случае Лиепайского порта процесс будет запущен только после того, как будет реформировано управление Рижского и Вентспилсского портов – в 2023 году.
Законопроект "Поправки в Закон "О портах" включен в повестку заседания кабмина 1 апреля. При этом в раздел документов добавлен проект протокольного решения, в котором указаны требующие выполнения действия, связанные с задачами, содержащимися в переходных правилах, в том числе с ликвидацией Лиепайской СЭЗ, сообщил порталу irliepaja.lv председатель Лиепайской думы Янис Вилнитис и его заместитель Улдис Сескс.
Этот документ вызвал в думе недоумение.
Протокольное решение заседания кабмина предусматривает создать в течение месяца рабочую группу по ликвидации управлений Рижского и Вентспилсского порта, а также Лиепайской СЭЗ.
Это значит, что фактически готовится решение не просто о превращении управления Лиепайской СЭЗ в хозяйственное общество в 2023 году, а о ликвидации всей СЭЗ уже сейчас, что противоречит ранее сказанному, подчеркивают Вилнитис и Сескс.
Лиепайская дума просит высшие должностные лица страны разъяснить документ. Открытое письмо направлено президенту Эгилсу Левитсу, премьеру Кришьянису Кариньшу, министру финансов Янису Рейрсу, министру экономики Янису Витенбергсу, министру транспорта Талису Линкайтсу и министру охраны окружающей среды и регионального развития Артурсу Томсу Плешсу.
Вилнитис и Сескс подчеркивают, что в случае Лиепайской СЭЗ только благодаря активной деятельности всех сторон (государства, муниципалитета и предпринимателей) за 24 года Лиепаю удалось превратить из деградировавшего военного города в экономически развитый региональный центр. Предприятия СЭЗ ежегодно платят в госбюджет более 30 миллионов евро, указывают в думе.
Модель управления Лиепайской СЭЗ признали эффективной и предприниматели, и участники финансового сектора, и инвесторы.