РИГА, 24 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Рижский музей авиации им. Фридриха Цандера должен до 31 марта освободить территорию возле международного аэропорта Рига, а уникальная коллекция рискует быть пущенной под пресс. Виктор Талпа в среду отправился смотреть возможное новое место для экспозиции – авиагавань готова предоставить участок земли.
"Кажется, шанс на спасение есть. Сегодня едем смотреть новое место – аэропорт может нам выделить землю в Скулте, на другой стороне от взлетно-посадочной полосы. Пока говорить рано, но кажется, что всё не зря, - заявил Sputnik Латвия Виктор Талпа. - Аэропорт Рига расширяется, а мы находимся на первой линии. С одной стороны нашего музея будет строиться ангар для обслуживания самолетов, с другой - новая диспетчерская вышка. И мы попали в клещи".
Как только стало известно, что музей может исчезнуть, от посетителей нет отбоя. Если раньше в неделю в музее бывало чуть более десятка человек, то сейчас за одни выходные около трехсот.
Виктор Талпа в 1962 году окончил Иркутское военное авиационное училище, служил в Мурманске и в Крыму. Затем оказался в Риге, стал работать в гражданской авиации - летал на Ту-134 и Ту-154 бортинженером. Общий налет - порядка 10 тысяч часов. Тогда же параллельно возглавил Клуб юных летчиков им. Фридриха Цандера. Более пятидесяти лет назад Талпа начал собирать коллекцию самолетов – как учебные пособия для своих курсантов, в итоге она и вылилась в музей.
"Я прекрасно понимаю, что аэропорт, при всем благожелательном к нам отношении, тоже должен работать и освобождать свою территорию, - оправдывает многолетнего соседа Виктор Талпа. – Но нам от этого не легче".
"Офис" авиатора – скромная бытовка. Здесь он и рассказывает, что надежда на спасение музея была в 2020-м. Государство, самоуправление и аэропорт планировали объединиться и найти выход, "но случилась эпидемия COVID, и сейчас денег ни у кого нет".
Отметает в сторону Виктор Талпа и предположения, что средства не нашлись потому, что экспонаты музея – советское наследие, которое в Латвии не в почете, тем более что на крыльях до сих пор красуются красные звезды. Хотя и признает, что некоторых это может коробить.
"Спорить можно об уровне инженерного изготовления конкретного летательного аппарата, о его преимуществах и недостатках по сравнению с другими, но с политикой, я думаю, музей мешать не надо", - говорит Виктор Петрович.
Транспортировать экспонаты по Латвии нереально
"Рядом с нашим музеем продается земля примерно 2,4 га – буквально в 500 метрах отсюда, которая бы идеально подошла для нас. Ее как раз хватит, чтобы развернуть там инфраструктуру. Туда реально перевезти все наши даже самые крупногабаритные экспонаты. От этого выиграли бы все, в первую очередь аэропорт – это преимущество, которое не во всех странах имеется. Но стоит земля 240 тысяч евро, а нам никак не собрать такую сумму", - делится переживаниями авиатор.
Он рассказывает, что была надежда найти эти средства, тем более что многие регионы предлагали свою помощь – выделяли участки земли. Музей стал бы крупным туристическим объектом.
Но перегнать технику на большое расстояние от аэропорта крайне сложно. Особенно крупногабаритные экспонаты, такие как тяжелый транспортный вертолет Ми-6 или сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М1. Пришлось бы на всем протяжении пути до нового места базирования спиливать столбы освещения по обе стороны любой трассы. А разбирать, а потом собирать такую технику также крайне затратно, да и специалистов таких в Латвии нет.
"Тогда мы создали фонд – думали, что все-таки сможем собрать деньги на покупку земли под музей, те самые 240 тысяч евро. Даже выставили некоторые самолеты на продажу, мне от этого больно, понимаю, что это обеднит коллекцию, но ситуация безвыходная. И собрали… всего около 6 тысяч евро. И ни один из выставленных самолетов тоже не продали", - разводит руками Виктор Петрович.
Гордость государства, которая не нужна Латвии
Может показаться, что музейные экспонаты Виктор Талпа собирал только до развала СССР, но это не так. Например, всего десять лет назад он пригнал в Ригу самолет Ту-134, причем своим ходом. Борт ему подарил "Аэрофлот", в договоре проставил стоимость - 3 евро, но все расходы по перегонке, оплате управления воздушным движением, страховке, еще ряду нюансов, с которыми нужно считаться, легли на плечи авиамузея и его руководителя.
"Перегонял самолет заслуженный летчик Герой России Рубен Есаян. Он сказал: этому самолету повезло, потому что не будет порезан. И сейчас он у нас стоит полностью укомплектованный. Даже в прошлом году на этом самолете снимали фильм о Райкине. Мы самолет, как и обещали, сохранили в идеальном состоянии", - с гордостью говорит Талпа.
Директор музея повторяет, что его коллекция представляет большую ценность, а если всю эту технику, в том числе наземную, довести до ума – это была бы гордость латвийского государства. Ведь Рига тесно связана с авиацией. Один из пионеров ракетной техники - Фридрих Цандер родом из этого города. Первый самолет в Российской империи был построен именно в Риге, даже первая женщина, выполнившая мертвую петлю после летчика Нестерова, - Лидия Зверева - также уроженка Риги. Именно поэтому Виктор Талпа не раз игнорировал предложения от бизнесменов из других стран о приобретении всей его коллекции. И до последнего отказывался даже просто перебазировать музей в другую страну.
"К нам обращались литовцы, эстонцы, россияне, украинцы – готовы были перевезти музей к себе. Сейчас вот чехи настаивают на этом. Там есть организация, которая уже спасла более двадцати летательных аппаратов. Но я не могу отдать музей в другую страну", - резюмирует Виктор Петрович.
Он говорит, что чешские любители авиации обещают оставить все права на технику за сегодняшним владельцем, все самолеты, вертолеты и прочие экспонаты аккуратно разберут и соберут за свой счет. Только дивиденды от эксплуатации музейного комплекса начнут платить через 10-15 лет.
Но Виктор Талпа и сейчас не имеет дохода от коллекции. Он просто наслаждается тем, что музей есть и приносит людям радость. А еще к нему приезжают коллеги, ныне пенсионеры, которые летали на таких же аппаратах, и они вместе вспоминают молодость.
Вопрос о жемчужинах коллекции Виктор Талпа не любит, для него даже аэропортовский погрузчик – уникальный экспонат. "Для меня все, что вы тут видите, дорого", - говорит директор. И добавляет, что любой тип самолета или вертолета "можно поставить на крыло" - довести до летного состояния. Вопрос – сколько это будет стоить.
"У нас есть самолет Ту-22М1 – он единственный в мире. Их в серии было всего девять штук, уцелел только у нас. Как-то на эту вышку рядом с нами приехал какой-то большой начальник, крутился, потом посмотрел сюда на внушительную коллекцию и спрашивает: "А это что такое?" – "Музей". – "А кто там командует?" Ему назвали фамилию. Чиновник шутит: "Да-а, если этого парня разозлить, то всей Прибалтике будет конец", - смеется Талпа.
А был еще случай, когда некий пассажир увидел этот экспонат из заходящего на посадку гражданского лайнера и спросил у стюардессы: "А Латвия – ядерная держава?" "С чего вы это взяли", - переспросила она. "Так у вас же стратегический ракетоносец стоит". Тут пришло время удивляться стюардессе.