РИГА, 22 мар — Sputnik, Андрей Татарчук. История подводного флота Латвии началась в 1904 году при последнем российском императоре Николае II. Закончилась – спустя 90 лет при латвийском премьере Биркавсе, когда последние корабли Краснознаменного Балтийского флота покинули военно-морскую базу в Лиепае.
Сегодня собственного подводного флота нет ни у одной из пятнадцати бывших союзных республик – последняя дизель-электрическая субмарина Б-435, в кодификации НАТО - "Фокстрот", спущенная на воду 50 лет назад и носившая в составе ВМФ Украины имя U01 "Запорожье", утром 22 марта 2014 года подняла над рубкой Андреевский флаг, а большая часть ее экипажа присягнула России. В состав Черноморского флота эта лодка так и не вошла, была списана, и, скорее всего, станет экспонатом музея в севастопольской бухте Балаклава.
"Большому кораблю – большую торпеду!" – говорит Олег Сысолятин, представляющий общество "Северный поток" в составе Русской общины Риги. Это афоризм моряков, встретившихся, чтобы отметить День моряка-подводника. В Латвии военные моряки, как и богатая история нашего флота, достойны гордости.
Далеко ли "Вирджинии" до "Великих Лук"?
Капитан второго ранга Владимир Соколов отслужил срочную службу на Черноморском флоте и окончил Севастопольское высшее военное училище инженеров подводного флота. С 1977 по 1991 год служил на советских атомных подводных лодках, вышел в отставку после распада Советского Союза, когда только Россия сохранила и модернизировала свои ракетоносители. Как рассказал он Sputnik Латвия, в годы холодной войны между СССР и США флоты субмарин двух государств являлись очень важным фактором сдерживания глобального конфликта. После распада СССР количество атомных подводных лодок в составе российского флота уменьшалось. Тренд сменился на обратный только в 2000 году, после ухода с поста президента Бориса Ельцина.
Сейчас успешно эксплуатируются подводные лодки проектов 885 - "Ясень" и 955 - "Борей". В 2010 году флоту в опытную эксплуатацию была передана дизель-электрическая лодка "Санкт-Петербург" серии 677, в 2022 году ВМФ РФ получит две серийные лодки проекта 677 "Лада" — "Кронштадт" и "Великие Луки".
Помимо этого, началась подготовка к испытаниям атомных подводных роботов "Посейдон" с борта их первого штатного носителя - АПЛ "Белгород", этот атомный подводный крейсер готовится впервые выйти в море.
В 2017 году российские подводные лодки проекта 636 "Великий Новгород" и "Колпино" из восточной части Средиземного моря нанесли удар семью крылатыми ракетами "Калибр ПЛ" по объектам террористической группировки исламистов в Сирии, в тот же день сирийская армия при поддержке Военно-космических сил России прорвала блокаду Дейр-эз-Зора. А в апреле 2018 года американская подводная лодка "Джон Уорнер" выпустила по территории воюющей с террористами САР шесть крылатых ракет "Томагавк". Тогда вооруженные силы НАТО из США, Великобритании и Франции выпустили по Сирии более сотни ракет, а целями стали военные и гражданские объекты страны. Агрессивные действия обсуждались на Совбезе ООН, но документ России, осуждающий ракетный удар по Сирии, так и не был принят.
По словам Владимира Соколова, сегодня сложно говорить о боевом и техническом паритете подводного флота государств НАТО и России, по некоторым критериям - лучше российские. Но и на базах US Navy в Норфолке, Перл-Харборе, Сан-Диего, Гротоне и в плавании, в основном в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сравнительно неплохие образцы АПЛ, как многоцелевые атомные подводные лодки третьего и четвертого поколений проектов "Огайо", а также "Вирджиния" с вооружением крылатыми ракетами "Томогавк", использованными после ряда модернизаций в десятках военных экспансий в разных странах мира.
Вооружение "Огайо" - 24 баллистические межконтинентальные ракеты "Трайдент" с боеголовками мощностью 100 килотонн. В рамках программы модернизации до 2031 года ВМС США рассчитывают получить 12 новых стратегических АПЛ пятого поколения проекта "Колумбия" для замены 14 подводных ракетоносцев класса "Огайо" третьего поколения. Вооружение – 16 межконтинентальных баллистических ракет "Трайдент" в варианте D5, подразумевающем большую точность поражения цели и меньшую мощность ядерного заряда – 5-10 килотонн в тротиловом эквиваленте. Для сравнения: ядерный взрыв американской бомбы в японском городе Хиросима, который вместе с Нагасаки разбомбили ВВС США в августе 1945 года, менее чем за месяц до окончания боевых действия Второй мировой войны, – составляет не более 18 килотонн.
По оценке Соколова, сложно говорить о паритете оружейного и технического оснащения современных подлодок – например, уровень шумности американских АПЛ класса "Вирджиния" находится на уровне АПЛ "Сивулф", и более низкий, чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 "Щука-Б". У России есть три подводные лодки проекта 955 "Борей", вооруженные 16 баллистическими межконтинентальными ракетами Р-30 "Булава" морских стратегических ядерных сил России. С 2012 года началось строительство АПЛ по проекту 955А "Борей-А" — модернизации базового проекта, у лодки изменился как внешний облик, так и характеристики в целом. Уже четыре "Борея" находятся в составе российского флота, еще четыре строятся, в прошлом году был принят в эксплуатацию первый подводный атомный крейсер обновленного проекта К-549 "Князь Владимир", таких с верфей на Северном море сойдет еще три. ВМС РФ также примут в текущем году в строй АПЛ специального назначения, на подходе "Белгород" и "Ульяновск": информация по этим проектам засекречена, но известно, что "Хабаровск" примет на вооружения торпеды новейшего типа с ядерными боеголовками "Посейдон" проекта системы вооружения "Статус-6". Впрочем, сравнивать что-то в этой сфере сложно и даже бесполезно – информация закрыта, от чего прямо зависит государственная безопасность и обороноспособность.
Как указывают американские судостроители, Россия в области строительства и эксплуатации субмарин соответствует уровню США, в некоторых моментах конкурируя более успешно. Если на постройку и ввод в эксплуатацию в 2009 году головного атомного крейсера РПКСН К-535 "Юрий Долгорукий" ушло 16 лет, то четвертый представитель этого класса "Князь Владимир" был построен за шесть лет. Летом 2019 года "Юрий Долгорукий" в соответствии с планом совместной боевой подготовки с подводной лодкой К-114 "Тула" проекта 667БДРМ "Дельфин" успешно выполнил пуск ракеты "Булава" по полигону Кура на Камчатке. А Черноморский флот получил уже шесть подводных лодок проекта 636 "Варшавянка", продолжается их строительство для Тихоокеанского и Балтийского флотов.
История, которая не повторится
Все это для Латвии – история и теория, которая проходит мимо нас. По словам капитана 2-го ранга Владимира Соколова, в СССР одномоментно эксплуатировалось около сотни подлодок, и треть парней, призванных в военкоматах на срочную службу в ВМФ, попадали в подводный флот. Сам Соколов остался во флоте после срочной службы и окончания училища в Севастополе как морской инженер-оператор по атомным установкам, сначала попал по распределению на Тихоокеанский флот – тогда современными еще были ракетные АПЛ проекта 667А "Навага" с 16 баллистическими ракетами подводного пуска Р-27. Эти лодки неофициально называли "Иван Вашингтон", потому что у ВМС США была похожая серия из пяти атомных стратегических подводных лодок типа "Джордж Вашингтон" с 16 баллистическими ядерными ракетами "Полярная звезда" в вертикальных шахтах позади рубки.
"После Тихоокеанского флота на подводной атомной лодке-торпедоносце другого проекта 671 (АПЛ этого проекта выпускались в Ленинграде на заводе "Адмиралтейские верфи") я попал из Комсомольска-на-Амуре в Северное море и служил уже на Северном флоте с припиской в Мурманске. Шли подо льдом по маршруту, который сегодня называется Северный морской путь, около 25 суток, автономность АПЛ уже тогда позволяла больше 70 суток идти, не поднимаясь на поверхность. Трудно сказать, насколько далеко ушли инновации в строительстве атомных подводных лодок, но шумность в Советском Союзе всегда была повыше. Там есть разные нюансы, но большинство советских подводных лодок, как и американцев эпохи холодной войны, давно утилизированы – прогресс", - говорит Владимир Соколов.
Латвийский клуб военных моряков "Гангут" и бывшие матросы, старшины и офицеры ВМС в День моряка-подводника, 19 марта, возложили цветы на рижском Гарнизонном кладбище к памятнику на братской могиле 44 краснофлотцев подводной лодки С-11, погибших 2 августа 1941 года. Экипаж корабля Балтфлота капитан-лейтенанта Анатолия Михайловича Середы, который только в июне, буквально накануне нападения нацистской Германии на Советский Союз, впервые был назначен командиром подлодки. С началом Великой Отечественной он совершил один боевой поход и, предположительно, 19 июля 1941 года торпедой потопил грузовой транспорт противника. Возвращавшаяся из похода С-11 подорвалась на мине. Тяжелораненого командира подобрали из воды сопровождавшие лодку сторожевые катера, он умер от ран на палубе, не приходя в сознание.
Морской порт в лиепайской Каросте – уникальное место, откуда начинается история современного подводного флота: 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав российского флота включены 20 подводных лодок проекта "Форель", а также типов "Касатка", "Сом" и "Осетр". 9 апреля (27 марта) того же года указом № 27614 был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте императора Александра III в Либаве. Но еще раньше, в 1904 году, Россия приобрела у американской фирмы Саймона Лека подводную лодку Protector ("Защитник") и заказала еще пять таких же однотипных судов, у Штатов было 9 своих субмарин, у Франции – 34, в Великобритании – 18, даже в Италии – 2, и Российская империя до Октябрьской революции строила подлодки в Санкт-Петербурге и на главной базе Балтфлота в Лиепае.
Первым объектом нападения Германии в 1941 году стала эта военно-морская база, где стояли 15 подводных лодок. Среди них шесть в неисправном состоянии находились на ремонте: С-1, С-3, М-71, М-80, а также дизельные подлодки латвийской постройки еще 1920-х годов, реквизированные советской властью. "Ронис" и "Спидолу" включили в состав ВМФ СССР, а в начале войны при эвакуации Балтфлота их взорвали в родной гавани Лиепаи – теперь в ВМС Латвии эксплуатируются суда под такими названиями. Помимо двух подлодок класса "Малютка", в порту Лиепаи были уничтожены самолетами противника шесть подлодок. Часть флота в первую неделю войны все же смогла уйти в Ригу и далее в Финский залив в знаменитом Кронштадтском походе, но в латвийских территориальных водах между Павилостой и Вентспилсом были расстреляны и затоплены две безоружные подлодки. 23 июня немецкой подлодкой была потоплена М-78, а 24 июня немецкими торпедными катерами уничтожена С-3. Они находятся на дне, местонахождение известно, планируется установить памятник.
С 1989 года в Лиепае в составе 22-й бригады подводных лодок находилась "Пиранья" - экспериментальная сверхмалая подводная лодка проекта 865, десять лет спустя ее разрезали на металлолом.
История подводников Латвии – это и прошлое рижской базы в Болдерае, где находился завод Балтфлота по ремонту подлодок. Девяносто лет истории подводного флота в Прибалтике и Латвии закончилось в 1994 году, когда последние российские военные корабли оставили акваторию Риги и Лиепаи. Регион, остававшийся десятилетиями одной из крупнейших в Европе баз подводных флотов, ходивших под различными флагами, навсегда утратил стратегическое значение для дислокации субмарин.