"Таких цен – не бывает": российский ретейлер переформатирует отрасль торговли Латвии?

Журналисты Sputnik Латвия посетили магазин Mere братьев Шнайдер из Сибири как рядовые покупатели, изучив причины потребительского ажиотажа
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 18 мар — Sputnik, Андрей Татарчук. В Риге заработал первый в Латвии магазин розничной сети низких цен Mere братьев из Сибири Сергея и Андрея Шнайдеров. С самого момента открытия перед магазином не исчезает очередь из сотен покупателей, и это единственный магазин в Латвии, где выставлен постоянный пост полиции.

Очередь из двухсот человек в новый магазин Mere в рижском Ильгюциемсе на улице Спилвес, 24а, – это еще немного. Бывали дни, когда хвост очереди доходил почти до ворот оптово-розничной базы Буллю, а люди выстаивали по три часа, чтобы попасть в магазин. Стоит того? Рижане уверяют, что да. "Я никогда в Латвии не видела таких низких цен. Если я приобрела тут продуктов на 40 евро, я уже сэкономила столько же – в Rimi за эти же свои покупки я бы заплатила 70 или 80 евро", - говорит женщина средних лет, едва донесшая четыре больших красных пакета с товарами до припаркованной в квартале от магазина автомашины.

"Таких цен – не бывает": российский ретейлер переформатирует отрасль торговли Латвии?

Средняя стоимость покупки в Mere – 30 евро, это почти в два раза ниже, чем в магазинах шведской сети Rimi. Средний чек меньше, чем даже в рижском супермаркете Stockmann, и новый дисконт-магазин в Риге с момента открытия 13 марта сразу оказался феноменом латвийского ретейла. Объем продаж там – как ни у одной местной розничной сети в любом стоимостном сегменте и формате магазинов.

Что-то подобное ранее пробовала сделать в Латвии шведская ICA Group, развивающая в Прибалтике дочернюю сеть магазинов Rimi (132 мини-, супер- и гипермаркета), контролирующая почти четверть рынка розничной торговли. Шведы запустили в Латвии сеть мини-маркетов Super Netto, в которых продавались товары по сниженным ценам и часто более низкого качества, чем аналогичный ассортимент в супермаркетах Rimi. Шведская скидочная модель в латвийских условиях не сработала так, как видели в "материнской" компании в Стокгольме. Цены на товары в конечном счете оказались примерно на уровне литовской сети Maxima. А высокоразвитый сервис и расширенный ассортимент товаров – это ничто для той огромной части покупателей, которые, как говорят в торговле, "покупают цену".

"Таких цен – не бывает": российский ретейлер переформатирует отрасль торговли Латвии?

Именно эту модель сверхэкономного магазина смогли реализовать в концепции розничной торговой сети Mere – по плану владельцев бизнеса в Латвии появится до 20 таких магазинов.

Ценники, которые поражают

По правилам правительственных ограничений в связи с чрезвычайной эпидемиологической ситуацией, в Латвии на одного покупателя сейчас должно быть не менее 25 квадратных метров торгового помещения. В случае нового магазина это 35 человек, то есть площадь торгового зала на ул. Спилвес, 24а, меньше 900 квадратных метров. Среднее время совершения покупки составляет около 20 минут, собственно, это и есть причина возникновения очереди, магазин просто не способен вместить всех желающих. Заведующая магазином говорит, что после отмены ЧС обслуживать людей будет проще, хотя покупательский ажиотаж, судя по опыту развития сети Mere в западных странах Евросоюза, не упадет.

"Таких цен – не бывает": российский ретейлер переформатирует отрасль торговли Латвии?

В чем тут причина, мы узнавали, толкая тележку в лабиринте коробок торгового зала. Цены тут – не в категории низких. Это – "дешево-дешево и еще дешевле". В Mere продается продукция производителей из России, Беларуси, Польши, Литвы, Латвии, Грузии и с Украины, поставляемая напрямую без дистрибьюторов через центр логистики в Литве или прямо в магазин. До 70% ассортимента – это продукты питания: молочные, мясные продукты, бакалея, полуфабрикаты, приправы, чаи и кофе, алкоголь и газированные напитки, а 30% - непродовольственные товары: бытовая химия, промышленные товары, товары для дома и сезонные товары. Дополнительные факторы сокращения расходов – товары расфасованы в пакеты со штрих-кодами с наклейками. Весовых товаров тут вообще нет. Собственно, большая часть ассортимента выставлена прямо в грузовых упаковках, как его привезли, такие большие картонные коробки магазина складского типа. Акций и скидок, как у других ретейлеров, здесь нет и не планируется – ценники окончательные. Ассортимент ограничен примерно 1000 позиций, и гуманные ценники все это искупили, судя по спросу.

Мы тоже прошлись по ценникам. Травы-приправы по 100 граммов – от 21 евроцента. Упаковка зеленого чая с мятой украинского производства, 20 пакетиков – 27 центов. Полукилограммовый пакет вафельных трубочек с шоколадом – 1,49 евро. Килограмм конфет Truffle – 3,09 евро. Кетчуп 0,33 литра, также с Украины, – 42 цента, 66 центов – украинский "мексиканский соус". Латвийское сало в вакуумной пленке по 6 евро за килограмм, бутылка емкостью три литра литовского напитка "Карамельный" – 60 центов. 500 граммов миндальных орешков – 3,49. Мороженое - 79 центов за литр, 1,99 евро – килограмм клубники быстрой заморозки. 8 рулонов туалетной бумаги – 1,39 евро. Упаковка весом 800 граммов куриных наггетсов – 1,33 евро, крем для рук – 39 центов, три стограммовых шоколадки – 99 центов. Бутылка 0,5 литра белорусской водки "Хуторская" - 5,29 евро, вина из грузинской Алазанской долины – по четыре с чем-то евро, а пять литров фруктового сока из Польши – 2 евро.

"Таких цен – не бывает": российский ретейлер переформатирует отрасль торговли Латвии?

Бизнес складского типа

"В магазинах Maxima аналогичный по качеству сок за пять литров стоил бы под 5 евро, здесь – два. И так – во всем. Когда вы потратите здесь 30 евро, это средний чек, в магазине Maxima (173 магазина в Латвии трех форматов площадей) такие же товары будут стоить 60 евро, а в Rimi – 70 евро", - рассказал нам заместитель директора магазина Мартиньш. У него 33 года опыта в розничной торговле, он планировал работать в австрийской сети Lidl, которая собирается открыть в этом году в Латвии 8 магазинов. Но его работодателем стала латвийская фирма Latprodukti, планирующая открывать магазины сети Mere по мере нахождения подходящих помещений для торговли на условиях долгосрочной аренды. Арендная плата в этой модели должна быть минимальной, торговцу не требуются складские площади категории А – магазин в Ильгюциемсе открылся в бывшем ангаре шиномонтажа. Торговец оборудует кассовые стойки, склад и небольшой рефрижераторный отдел. Никаких касс самообслуживания, никаких электронных ценников – экономия на всем.

"Таких цен – не бывает": российский ретейлер переформатирует отрасль торговли Латвии?

"Будут открыты еще минимум 10 магазинов Mere в Риге и в регионах, в планах – до 20 магазинов площадью залов 800-1200 квадратных метров, они будут открываться по мере нахождения арендных мест. Два магазина в Риге на улице Мукусалас и в Саласпилсе откроются в ближайшее время. У нас в магазине еще не выставлен весь ассортимент. Ищем новых поставщиков, которые могут обращаться прямо на сайте mere-store.com. Разные проверки у нас очень частые – каждый день, но все в норме, у нас все по законам. Норма прибыли хозяевами поставлена с самой минимальной маржинальностью, мы выполняем ее более чем на 100%. Иногда до восьми часов вечера приходится объявлять, чтобы люди больше на занимали очередь, не успеваем обслуживать такой поток", - говорит Мартиньш.

Проведя в магазине около 20 минут, авторы Sputnik снова пообщались с покупателями на улице из длинной очереди. "Когда у тебя пенсия 260 евро в месяц, ты считаешь каждый цент, и покупки в магазине даже самого необходимого становятся испытанием. Жаль, что в этом магазине, кроме сыра, нет молочных продуктов, нет овощей и фруктов, но я планирую купить продукты на две недели вперед", - говорит мужчина около 60 лет по имени Наурис. По его словам, он не понимает, почему в небогатой республике розничные цены на такие товары из ежедневной потребительской корзины, как хлеб, молоко, яйца, стоят дороже чем в развитых западноевропейских странах. Вопрос риторический. Это Латвия, а не Германия или Франция.

Сибирские цены как глоток воздуха

Средняя наценка в Mere – не более 10%. А в среднем по отрасли торговли в Латвии - от 40% до нескольких сотен процентов к цене поставщика, что в разы дороже себестоимости производства товаров. Некоторые латвийские жители оставляют в магазинах половину и больше своих накоплений, при том что в сетях Aldi в Германии, Carrefour во Франции, Tesco в Польше цифры на ценниках товаров ниже латвийских. При этом в Латвии самый высокий уровень неравенства доходов в Европейском союзе и одновременно с растущей пропастью между бедными и богатыми – самая высокая налоговая нагрузка на рабочую силу в ЕС и самый высокий в Европе НДС на основные продукты питания – 21% (кроме 5% НДС для латвийских фруктов и овощей – ред.). Это относится и к экономике, и к социологии: покупатели Mere – пенсионеры, явно очень небогатые люди, но и стабильный средний класс также, судя по одежде и машинам.

"Таких цен – не бывает": российский ретейлер переформатирует отрасль торговли Латвии?

Можно ли будет увидеть в новом магазине депутатов парламента и министров действующего правительства? Вряд ли, конечно. Но если таких магазинов будет 20, это будет конкуренция и для занимающих почти по четверти оборота в год по отрасли торговли латвийских сетей ретейла Rimi, Maxima, так и для нового игрока Lidl с прогнозом на 8% продаж на местном рынке розницы.

А пока рижане готовы стоять часами на входе в желтое здание ультранизких цен. Стоят не из-за собственной скупости и не из-за синдрома "перепотребления": люди, наконец, увидели для себя возможность экономии.

Модель магазина складского типа с максимально низкой наценкой торговца и гипернизкими ценами поставщиков ворвалась в ретейл в 2009 году, когда семья Шнайдер из Красноярска стала развивать свои торговые сети – розничные продажи алкоголя и магазины типа "экономия на всем". Кроме Валентины Шнайдер, братьев Сергея и Андрея Шнайдеров, в число соучредителей магазина "Светофор" вошли граждане России Валерий Яковлев и Андрей Вейкулайнен.

За 11 лет сеть "Светофор" выросла с одного магазина в Красноярске до более чем 2000 в России, Китае, Беларуси, Казахстане. Есть такие магазины и в Москве, в России компания входит в топ-10 продуктовых ретейлеров. С 2018 года вышла на рынок стран Европейского союза под вывеской Mere, эти магазины потеснили даже жестких дискаунтеров Lidl и Aldi в Германии, и даже экспансия на рынок Польши оказалась удачной. Сегодня в Литве сибирякам принадлежит уже 8 магазинов, в планах сети – вход на рынок Эстонии, ну в Латвии модель магазина-склада оказалась очень востребована у потребителей. Потому что никто раньше не смог предложить покупателям чай по 26 центов за упаковку и три плитки шоколада - за 99 центов, а россияне рискнули. Если эта модель бизнеса покажет себя конкурентоспособной и откроет десятки магазинов хотя бы в среднесрочной перспективе, можно предполагать, что крупные западные ретейлеры в Латвии пересмотрят свою ценовую политику.