Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

Екабпилс открыл очередную страницу латвийской "войны памятников" - поздно вечером 23 февраля с братской могилы советских воинов-освободителей вандалами была украдена пушка
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 25 фев — Sputnik, Владимир Дорофеев. Еще днем те, кто не забыл подвиг предков, пришли возложить цветы, а ночью памятник был осквернен. Ныне Екабпилс, попав в новостной прицел, стал декорацией для театра русофобии и войны с памятью.

Новость о разрушенном памятнике распространилась очень быстро, как пожар. Первым пропажу пушки заметил житель Екабпилса Андрей Цветков, днем ранее принимавший участие в церемонии возложения цветов.

Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

"В 8 утра я ехал с ночной смены, – рассказал Цветков. – Смотрю, пушки нет. Удивился, думаю, неужели такой туман. Подъехал, нет, не туман. Цветы частично лежат, где мы их оставили, частично за памятником разбросаны. За памятником - следы, оставленные пушкой, которую волокли по земле, и поломанные деревья. И следы колес с большими протекторами, очень похожие на колеса лесоразрабатывающей техники, из форвардеров, которые манипуляторами могут поднять что-то тяжелое, погрузить на свою раму и увезти. Пушку не отпиливали, ее варварски отодрали, пока волочили, поломали деревья. Через парк выехали на улицу Ригас, и по ней уехали. Снег в парке позволяет очень хорошо идентифицировать следы".

Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

Кому мешают памятники?

Сами жители Екабпилса, кажется, шокированы произошедшим и не верят, что это дело рук горожан.

"В нашем городе не принято осквернять могилы, – заверяли корреспондента Sputnik и депутат городской думы от "Согласия" Андрей Гаврилов, и председатель ветеранской организации Лидия Аносова. – Для нас это первый случай, и представить, что это сделал кто-то из местных, – сложно".

Андрей Гаврилов также заявил, что власть к этому не имеет ни малейшего отношения.

"У нас многонациональный город, и принято уважительно относиться ко всем жителям, – заявил народный избранник. – Мы сами весь день в шоке пребываем. Понимаете, у нас не оскверняют могилы, не мешают друг другу проводить свои памятные даты, у своих памятников. Мы все знаем друг друга и, даже придерживаясь разных политических взглядов, не мешаем друг другу жить. И тут такое. Памятник расположен в центре города, проехать к нему на тракторе и не попасть в камеры наблюдения – невозможно. Я уверен, что полиция найдет вандалов и они будут наказаны".

Такого же мнения придерживается и бывший майор милиции, ныне председатель ветеранской организации Людмила Аносова.

"У нас отличные отношения со всеми представителями городской думы, – заверила ветеран. – Нам помогали деньгами, никогда не отказывали в проведении памятных мероприятий и вообще относились по-соседски. Представить, что это кто-то из наших, кто днем вежливо здоровается, а ночью сел на трактор и надругался над могилой наших героев, – невозможно. А вот в то, что это "гости" из окрестных волостей – я допускаю. Последнее время риторика одного из руководителей окрестных волостей уж очень агрессивная и вызывающая".

Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

Фото на память

Совершенно иная картина предстала перед нашими глазами, когда мы приехали на место. У братской могилы снова были возложены цветы и горели памятные свечи, но вместо памятника-пушки торчал кривой ржавый штырь. За 10 минут у памятника мы встретили одного громко ругающегося русского жителя Екабпилса и шестерых жителей города, сочувствующих Нацблоку, которые улыбаясь делали фото на фоне оскверненной вандалами могилы и, не скрывая своих взглядов, объясняли причину своей радости.

"Это должно было случится, и это справедливо, я думаю, - высказался один из делающих селфи на фоне пустого постамента. – Мой дед погиб в борьбе против "советской оккупации", его замучили. Мою бабушку выгнали из дома. Именно эти люди, которые здесь похоронены (тут похоронены не чекисты, а боевые командиры, освобождавшие город вместе с легендарным 130 гвардейским латышским корпусом - ред.)

Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

Вы просто попробуйте понять. Это как заноза в глазах латышей. Это издевательство. Это абсолютное принижение самосознания латышского народа, чтобы тут еще "это" стояло. Я не против каких-то национальностей или еще чего. Но советский режим пришел и уничтожил огромную часть жителей Латвии. То, что мы видим, – это просто произошла историческая справедливость".

Еще больше поразил другой "патриот", начавший с того, что "эта русская пушка - абсолютно чуждая часть пейзажа, лучше б ее не было", а закончивший тем, что и мемориал 9 героям Советского Союза, проявившим отвагу при освобождении Екабпилса, тоже надо снести. Мол, чужие это герои, не наши. Поразил, конечно, не этим, чему тут удивляться? Дай палец – откусят руку. Шокирует другое. Не выдержав очередной проповеди про "оккупантов" и "ужасы" советского периода от 40-летнего человека, я спросил его: неужели он не знает ни одного латыша, воевавшего в Красной армии? Оказалось, у нынешнего "борца" с советским наследием дед и сам "оккупант". И лучше было бы, чтобы он и не приходил в Латвию. Вопрос, а сознает ли собеседник, что если бы не было его деда, то и его самого могло не быть в свободной от фашизма Латвии, - остался без ответа.

Это кто здесь оккупант?

На многие вопросы о памятнике в Екабпилсе может дать ответы книга "Память" о советских героях войны, изданная в Екабпилсе.

Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

Братская могила генерала и двух полковников с пушкой образца 1942 года ЗиС-3 на постаменте уже несколько лет упоминается в прессе исключительно как памятник иностранцам-"оккупантам". Высказываются идеи о ее переносе с центральной улицы на окраину, чтобы освободить сквер напротив Дома культуры под "более приемлемый" символ. И действительно, все трое командиров родились не в Латвии.

Но есть момент, который годами упускала из виду русская пресса Латвии. Пушка на братской могиле командиров поставлена не случайно. Екабпилс освобождал 130-й гвардейский корпус, в том числе и артиллеристы-латыши. Полковник Гавриил Шарикалов был назначен начальником артиллерии корпуса сразу с начала формирования 130 Латышского гвардейского корпуса. Погиб он вместе с генерал-майором артиллерии Сергеем Куприяновым и молодым полковником танкистом Сахабутдином Газеевым в битве при Айвиксте, где они доставили немецким военным и их пособникам много смертельных неприятностей. Все три командира погибли на передовой, разделив смерть с бойцами 130-го корпуса, на 70% состоящего из латышей. Пушка – это был подарок выживших советских латышских артиллеристов своим погибшим боевым товарищам, разделившим Победу с живыми.

Оккупант родной земли?

С монументом 9 героям Советского Союза тоже не все так просто, как в головах у призывающих избавиться от советского "оккупационного" наследия. Семеро из девяти героев действительно для Латвии иностранцы, но двое - местные. Это капитан 43-й стрелковой дивизии (130-го Латышского корпус) Михаил Орлов из Лудзенского поселка Акменьгалес и Отомар Ошкалн - легендарный партизан, организовавший сопротивление как раз под Екабпилсом.

Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

Орлов погиб еще на подходе к Крустпилсу, перерезав транспортную артерию гитлеровцев. Его отряд попал в окружение, но не отступил, удерживая позиции, до наступления других частей. Будучи тяжелораненым, Орлов не только не отдавал приказ об отступлении, но до последнего вздоха руководил боем. Ошкалн прошел всю войну, и подвигов за ним - на целую книгу. Это никакие не "оккупанты"! Да, это советские герои, но это люди, боровшиеся с захватчиками родной Латвии и победившие их!

Из писем фронтовиков

Напоследок хочу привести несколько выдержек из книги "Память".

Из письма капитана Кутейникова: ".. когда мы ехали по улицам освобожденного города, над ним плыли облака дыма от пожаров. Горели разрушенные фашистами сахарный завод, лесопилка, депо на станции, почта, больница".

"Уже с утра фашисты начали поджигать город, - рассказывал житель Крустпилса Оскарс Салминьш. – Спасибо солдатам Красной армии, что успели прогнать фашистских грабителей. И не позволили им полностью уничтожить наш город".

Казимирс Лаздиньш, тоже местный, рассказывал: "Сегодня мы впервые свободно вздохнули. Меня схватили и бросили в тюрьму только за то, что я работал в советском учреждении... Недалеко от города – болото Какиши. Туда фашисты согнали около 700 евреев и зверски их уничтожили."

Селфи на фоне ржавого штыря и свежие цветы воинам: что в Екабпилсе думают о краже пушки

Из письма Виктора Зайгумса (Родился в 1908 году в Двиетской волости, погиб 4 августа 1944 года на Межарской ж/д станции. Гвардии старший лейтенант 125-го стрелкового полка 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии).

Письмо с фронта. 20 июля, 1944 года.

"Привет из Латвии!

Уже несколько дней шагаю по дорогам Родины. Все ближе и ближе к Риге, но не было времени написать хоть пару слов. Вам уже хорошо известно, что 18 июля мы перешли латвийский рубеж, и продолжаем идти все глубже и глубже, чтоб окончательно освободить Родину от врага. Ты, Вера, не представляешь, как я радовался, еще издалека увидев латвийские дворы, еще не перейдя границу. А когда ее перешли, пообщались с людьми. Казалось, что это только сон. Проснувшись, наверно, опять буду где-то далеко от нее. Однако это не сон, а явь! Реальное достижение после трех тяжелых лет войны. Только жаль, что проклятый немец, отступая, старался сжечь все, что ему попадалось.

Передавай приветы моим землякам.

Вика."

В конце хочу напомнить всем пишущим и помнящим славу 130-го Латышского корпуса, чтящим заслуги советских солдат-освободителей. Позволяя в общественной дискуссии из латышских солдат Красной армии лепить образ "оккупантов" и "врагов" Латвии, мы предаем светлую память этих людей. Их надежды о мире и справедливости, их желание вернуть в Латвию власть народа. Хихикая на кухне над бреднями националистов и не пытаясь разобраться в их обвинениях, мы предаем собственную историю. Если она не нужна нам, то кому она тогда нужна? И через какое недолгое время оболганными окажутся не командиры и боевые товарищи латышских гвардейцев, а уже мы сами? Поможет ли тем, кто сегодня отрекся от дедов, их предательство?!