Бойня в Вильнюсе: кто стоял за конфликтом 1991-го

События января 1991 года в литовской столице стали предвестником распада СССР. А штурм телецентра – кульминацией противостояния теряющей вес КПСС и националистически настроенной общественности
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Ситуация в Литве, некоторые жители которой считали ее оккупированной Советским Союзом еще в 1939 году, начала выходить из-под контроля через несколько лет после начала перестройки. В 1988 году в этой пока еще союзной республике было создано общественно-политическое движение "Саюдис". Оно ставило единственную задачу – выход из СССР, отмечает автор радио Sputnik Сергей Ильин.

Медленное закипание

Популярность "Саюдиса" росла, и уже в 1990 году движение во главе с Витаутасом Ландсбергисом получило большинство в парламенте. По сути, в Литве возникло двоевластие. С одной стороны, "Саюдис", начавший формирование местных органов власти, с другой – советские структуры. Мнения жителей по поводу суверенитета тоже разделились примерно поровну.

Захарова жестко ответила на слова Грибаускайте о "ставке с правдой"
В течение 1990 года депутаты одобрили два важнейших документа: Акт о восстановлении независимого литовского государства и Декларацию о государственном суверенитете Литвы. Москва негодовала, обострение конфликта было неизбежно. А тут еще подоспело и повышение цен, вызванное большими экономическими неурядицами и подогревшее общественные настроения.

"Саюдис" принял своевременное для достижения своих целей решение вывести на улицы недовольных людей для охраны важнейших объектов. В том числе телебашни, которая символизировала грядущую свободу от Москвы и независимость. Радио и телевидение незамедлительно начали транслировать откровенно антисоветские программы.

Критический момент

Компартия Литвы ответила "Саюдису" созданием Комитета национального спасения. Однако попытки убедить оппонентов прекратить антисоветскую пропаганду успехом не увенчались. Комитет обратился с союзному МВД и армии. Направленные в Литву люди в форме взяли под контроль многие объекты. Однако что делать с телебашней, поначалу никто не знал: там собрались тысячи человек, включая вооруженных сотрудников службы безопасности республики. Дороги к объекту заблокировал автотранспорт.

Бойня в Вильнюсе: кто стоял за конфликтом 1991-го

В ночь на 13 января телецентр был взят штурмом группой "Альфа" КГБ СССР, потом к ней на помощь подошли внутренние войска. Во время операции погибли 14 человек, включая офицера "Альфы" Виктора Шатских. Он был смертельно ранен выстрелом в спину. Пострадавшие исчислялись сотнями. Но основная масса получила травмы в результате давки, возникшей после предупредительных выстрелов танков, прибывших на место событий.

Кто отдал приказ о штурме ‒ остается загадкой. Михаил Горбачев, тогдашний министр обороны Дмитрий Язов и другие чиновники заявили о своей непричастности к случившемуся. Но главный вопрос – кто стрелял по собравшимся у телебашни и силовикам, остается открытым.

Еще в 1990-х бывший командир боевых отрядов "Саюдиса" Аудрюс Буткявичюс, находившийся в Великобритании, заявил - в ночь на 13 января в толпу сторонников независимости стреляли с крыш окрестных домов его люди. Это заявление стоило Буткявичюсу нескольких лет тюрьмы (но по другому обвинению). Были и иные схожие свидетельства. Видимо, в Вильнюсе был реализован обычный для таких случаев сценарий. Потом провокации со снайперами случились во время киевского Майдана.

Процесс

За что боролись: "баррикадные дни" и после них
Представители литовской элиты использовали конфликт 1991 года в полной мере для достижения политических целей: резонанс в мире был огромный. А потом, уже после распада СССР, Литва начала уголовное преследование принимавших участие в тех событиях советских силовиков. По версии следствия, в смертях были виноваты именно они. Аргументы о выполнении приказа, соблюдении присяги и применении холостых патронов в расчет не принимались.

Суды в Литве вынесли приговоры более чем 50 российским гражданам, некоторые из которых получили реальные сроки заключения. Следственный комитет России, в свою очередь, заочно выдвинул обвинения против литовских судей, выносивших неправосудные решения.