РИГА, 22 дек — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Из СССР Латвия вышла - благодаря РФ - без внешнего долга и с самой высокой плотностью услуг здравоохранения, отмечает депутат Сейма, экономист Вячеслав Домбровский. Сейчас "удавшееся государство" "навесило" на каждого трудоспособного жителя по 15 тысяч евро (+30% за последний год) и по уровню здравоохранения опережает в ЕС только Румынию. Даже пандемический коллапс не смог побудить власти к изменению привычных способов действия: коалиция продолжает штамповать абсурдные решения, которые одно за другим загоняют экономику в тупик.
Деньги медикам. Не всем
Потерпев фиаско в поиске средств на рост зарплаты медиков за счет страховых механизмов или перераспределения расходов бюджета, коалиция запустила руку в карманы самоуправлений, перераспределив средства от подоходного налога с населения в свою пользу: 25% вместо 20% ранее. Это уже не первый "налет": во время предыдущего кризиса самоуправления "обчистили" сразу на 10% (пропорция ранее составляла 90:10). Объясняя свои действия, Минфин кивал на то, что местные власти сильно "разжирели" и у них в остатках скопилось больше 600 миллионов евро, которые те не умеют или не хотят потратить.
Не умеешь – научим, не хочешь – заставим. И не беда, что некоторые самоуправления разом лишаются сумм, сопоставимых с объемом их годового бюджета социальной помощи. Деньги отняли, а объем услуг населению уменьшать не будут.
При этом благая цель – увеличить зарплаты медикам, – скорее всего, так и останется на бумаге. Как сообщил Госконтроль после недавней ревизии в Республиканской клинической больнице им. Страдыня, увеличение выделяемых на зарплату средств приводит только к нарастанию диспропорций между теми, кто получает много, и теми, кто получает минималку.
Депутат Сейма, врач Виталий Орлов объясняет это просто.
"Политическая власть в стране меняется так часто, что больницы много лет лоббировали правила, которые их от этой власти защищают. Сегодня больницы сами принимают решение о базовых ставках и доплатах, и ни парламент, ни правительство не могут на это повлиять. Четыре года назад по требованию Госконтроля начали разрабатывать новые правила оплаты труда медиков, однако они до сих пор не внедрены. Максимум достигнутого – в больнице им. Страдыня начали пилотный проект расчета зарплаты, предусматривающий двойной расчет: по-старому и по-новому, чтобы убедиться, что новая система точно никого не обидит", - сказал Орлов.
Точно никого не обидеть, по-видимому, нельзя: в каждой больнице уже сформировались "центры силы", которые способны "свернуть шею" любому не в меру прыткому руководству. Например, врачи-кардиологи во главе с внуком самого академика Павла Старадыня Андреем Эрглисом в Латвии имеют зарплату на уровне Германии, по 20 и более тысяч евро в месяц. И можно было бы сказать, что они работают на уровне лучших мировых стандартов и заслужили такое отношение. Однако Центр пересадки почки, который тоже работал на уровне мировых стандартов, такой мощной крышей похвастаться не мог и попросту был уничтожен.
Больницы как государственные организации стали синекурой для устройства политических выдвиженцев. Раньше они концентрировались в правлениях, а теперь для них появились новые многотысячные ставки в советах больниц. Хозяйственный смысл создания советов не просматривается, однако свою долю бюджета оплаты труда потребуют и они. Это тоже будет подано как "зарплата медиков", но жизнь нянечкам и медсестрам не облегчит.
Вредительство: 64 тысячи из "микриков" на улицу
Фактическую отмену статуса микропредприятий Минфин объяснял заботой о социальной защите населения, а в результате 32 тысячи человек лишатся работы точно и еще 32 тысячи – скорее всего: при тотальном сокращении доходов и взрывном росте налоговой ставки (с 15% от оборота до 25-40%) большинство "микриков" не только уволит наемных работников, но и вообще самоликвидируется.
"Из 8 дней, в течение которых обсуждался бюджет, минимум два дня 8 депутатов оппозиции пытались втолковать опасность принимаемого решения по микропредприятиям, - говорит Вячеслав Домбровский. – Эту борьбу можно описать просто: как об стенку горох. Я считаю принятое решение вредительством".
Так, 64 тысячи уволенных из "микриков" - это двойной рост безработицы уже с начала 2021 года. И, вопреки утверждениям министра финансов Яниса Рейрса о том, что работники микропредприятий якобы социально не были защищены, это не так: из соответствующего налога с оборота 80% уходило как раз на социальную защиту, в том числе от безработицы.
Таким образом, лишившись налоговых сборов с "микриков", государство должно будет принять на себя новые расходы. И возможности маневрировать у государства резко снизятся: с того же 1 января 2021 года вступают в действие единые налоговые счета, куда все предприятия будут отправлять деньги, а Служба госдоходов станет их распределять на свое усмотрение.
Каким будет это усмотрение, прогнозирует экономист Евгения Зайцева: она полагает, что при наблюдающемся уже сейчас резком недоборе НДС (налога на добавленную стоимость) казна будет забирать из поступивших денег прежде всего этот налог.
"За прошедшие годы бухгалтеры приучили предпринимателей соблюдать дисциплину социальных платежей. Налоги на зарплату старались заплатить прежде всего, чтобы при острой ситуации работники имели возможность претендовать на пособия. Сейчас социальную защиту пускают под откос: никаким приоритетом она более являться не будет".
"Умная экономика" гниет с головы
Хаотичные действия правящей коалиции стали предметом острых шуток даже в стане национально настроенных наблюдателей. Язвительный комментатор журнала Ir Айварс Озолиньш признал, что такого бестолкового правительства у страны не было давно, однако "никакого другого у нас для народа нет". Ибо "красные линии".
Корабль идет на дно, все пассажиры понимают, что команда не умеет и не может спасти ситуацию, однако на мостик выходит капитан и громко объявляет: спасатели есть, но мы им работать не дадим.
"Любое разумное предложение воспринимается только как вред правящим, - объясняет Вячеслав Домбровский. – Парадокс в том, что те, кто на бумаге являются ярыми защитниками демократии, своими действиями разрушают ее. Они откровенно демонстрируют, что лучше знают, как будет лучше народу, а поэтому имеют полное право игнорировать его мнение по всем вопросам. Если бы у такой высокомерной элиты получалось, ее недостатки можно было бы простить. Однако не получается ровным счетом ничего. Почему никудышная элита все еще занимает свои места? Ответ простой: "красные линии", ограничение политической конкуренции".
Политическая конкуренция – единственный способ находить работающие решения в кризисной ситуации. Декларации об "умной экономике" - это разбазаренные "пандемические" 3 миллиарда евро, из которых на реальную помощь населению ушло менее 200 миллионов. Остальное составили инъекции в "мертвых лошадей" - airBaltic, Латвийскую железную дорогу, госпредприятия. Туризм умер и вряд ли возродится в ближайшем будущем, а центр Риги вот-вот разворотят под Rail Baltica. Дорогу из ниоткуда в никуда.