РИГА, 18 дек — Sputnik, Симона Алексеева. Ожидаемое ужесточение мер по предотвращению распространения коронавируса может выступить культурным катализатором. В понедельник музеи и арт-галереи закроют свои двери как минимум до 11 января, и это может сподвигнуть вас на посещение выставок, до которых вы до сих пор так и не добрались.
На звание главного события этого культурного сезона, безусловно, претендует масштабная экспозиция балтийского символизма в главном здании Латвийского Национального художественного музея.
Долгожданная выставка "Неприрученные души. Символизм в искусстве стран Балтии" в 2018 году с успехом демонстрировалась в парижском Музее Орсе и в каком-то смысле открыла Латвию, Литву и Эстонию для французской публики (а посетили эту выставку 230 тысяч человек). Затем выставка отправилась в турне по странам Балтии – сначала она экспонировалась в музее Kumu в Таллине, а потом в Национальной художественной галерее Национального художественного музея Литвы.
Экспозиция в нашем музее – заключительная, после нее полотна разъедутся по своим "домам". Всего в ней задействованы 160 произведений искусства из сокровищниц Латвийского Национального художественного музея, а также музеев Эстонии и Литвы и частных коллекций.
В фокусе выставки – популярное в конце XIX века – начале 30-х годов XX века направление в искусстве. Экспозиция наглядно демонстрирует, что и до обретения независимости после Первой мировой балтийские республики шагали в ногу с общеевропейскими трендами.
Символизм как направление возник во Франции в середине XIX века и достиг пика к рубежу веков, оказав влияние на историю всего европейского искусства. Латвия, Литва и Эстония не остались в стороне от этого процесса – cимволисты черпали вдохновение в мифах, легендах, фольклоре и природе, создавая собственную реальность. Созерцание этих работ – отличное бегство от сегодняшней атмосферы паники и неизвестности.
Чего стоят полотна латвийских классиков Яниса Розенталя и Вильгельма Пурвитиса или литовского художника, композитора и мистика Микалоюса Константинаса Чюрлёниса! За свою короткую жизнь (он умер в возрасте 35 лет) Чюрленис успел нарисовать около 300 полотен – картинами с его мрачноватыми сказками можно любоваться бесконечно.
Куратором выставки выступил пламенный французский исследователь символизма Родольф Рапетти. Главный хранитель национального наследия Франции сегодня занимает должность директора замков и национальных музеев Компьень и Блеранкур, но продолжает "удаленную работу" над своим выставочным проектом.
Кстати, рижская выставка в Национальном музее – не калька парижской, в ее оформление внесены локальные нотки. Автор латвийской интерпретации нашумевшего вернисажа - Инета Сипунова, работавшая вместе с консультантом проекта и сценографом выставки балтийского символизма в музее Орсе Флавио Бонучелли.
И еще одна хорошая новость – к рижской выставке латвийское издательство Neputns выпустило красочный каталог с жемчужинами балтийского символизма на латышском и английском языках (жаль, что не на русском). Как и на парижской выставке, работы представлены в трех тематических разделах: "Мифы и легенды", "Душа" и "Природа". Красочное 464-страничное издание с биографиями художников стоит 35 евро и может стать отличным рождественским подарком для любителей перелистывать арт-издания дома.
Справедливости ради стоит отметить, что выставка продлится до 21 февраля. Но по окончании локдауна у нас явно найдутся дела поважнее культурного просвещения.
Время работы музея в пятницу – до 20:00, по субботам и воскресеньям – 10:00 – 17:00.
Сайт музея на русском www.lnmm.lv/ru.