РИГА, 11 дек — Sputnik. Печальное известие о смерти лауреата Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей, режиссера Ким Ки Дук вызвало бурную реакцию не только среди людей искусства, но и среди тех, кто так или иначе был связан с Латвией.
"Страшная страна"
Так, например, известная в Латвии благодаря рассказу о местных дорогах российская журналистка Анастасия Миронова со свойственной ей злой иронией высказалась о сложных отношениях со страной на своей странице в Facebook. Латвию она охарактеризовала как "страшную страну", о существовании которой знали меньше людей, чем о покойном режиссере.
"У меня к Латвии давно были вопросы. Два, кажется, года назад я пообещала себе там не бывать, на отдых, по крайней мере, точно не ездить. После того как мы разбились всей семьей на грунтовке. Не знали же мы, что к южному погранпосту ведет извилистая гравийная дорога! Дороги в Латвии вообще такие, будто это высокогорная страна. Кто их прокладывал, и почему десятки километров, по-моему, больше 50 км, трассы до одного из погранпереходов с Россией вообще не заасфальтированы. Нас занесло на повороте на скорости 50 км - такие дороги! Разбили машину, перепугались, чуть не потеряли алабайку, потому что я от стресса побежала доставать ребенка и перепутала дверь, открыла дверь со стороны алабайки - та выскочила и понеслась в поля, мы ее до вечера потом заманивали - она хотела остаться в ЕС…" - вспоминает Миронова о своем посещении Латвии.
Миронова также отметила, что после того поста о поездке в Латвию Facebook по жалобе латвийцев удалил публикацию, а ее забанил ее аккаунт на месяц. "Кому-то не понравилось, что я высказалась слишком резко", - пожаловалась автор.
Она пишет, что месяц была заблокирована за этот рассказ. При этом ей еще долго писали, что нечего было в Латвию ехать отдыхать. Но Миронова отвечает, что обычно в Латвии ее семья и не отдыхает, предпочитают ездить в Эстонию на море. "Зато я после того поста об аварии приобрела френда - депутата латвийского Сейма", - сообщает журналистка.
Далее она переходит непосредственно к известию о кончине Ким Ки Дука.
"Страшная страна. И понадобилось ведь Ким Ки Дуку купить дом в Юрмале и оформить резидентство. Выросла на его фильмах. И представить себе не могу, зачем Ким Ки Дуку вид на жительство в Латвии??? Он, что, не мог себе позволить другое европейское резидентство? Ужас какой! Между прочим, приехал он в Латвию из Петербурга через Эстонию. Прямо интересно теперь, кто заразил Ким Ки Дука. Весна, лето, осень, зима и... Снова зима, зима, зима... Пока про Латвию мир знает, что там родился Эйзенштейн и умер Ким Ки Дук", - резюмирует Миронова.
"Baltics - best place to die alone"
Другой видный российский журналист и редактор Илья Красильщик был не столь многословен, но не менее ироничен в отношении Латвии и неожиданной смерти Ким Ки Дука. С Латвией Илью Красильщика некоторое время назад связывала работа на латвийском русскоязычном интернет-СМИ Meduza.
Как и большинство сотрудников этого издания, расположенного в Риге, Красильщик не скрывал своей горячей любви к Латвии. Однако некоторые характерные национальные особенности, похоже, не ускользнули от его наблюдательного взгляда.
Смерть известного режиссера Ким Ки Дука натолкнула его на создание рекламного слогана для стран Балтии - "Лучшее место умереть в одиночестве".
"Пару лет назад в рижском аэропорту висела рекламная кампания Латвии. Точных слов не помню, но смысл был такой — добро пожаловать в страну, где хорошо быть одиноким. В общем, не знаю, как сказать, но как-то все очень складывается. baltics. best place to die alone", - написал он в Facebook.
На некоторые возмущенные комментарии читателей Илья Красильщиков возразил, что "я нежно, всей душой люблю Латвию и никто никогда не сможет запретить про нее шутить".
Стоит отметить, что "рекламный слоган" не остался без внимания латвийцев.
"Я, конечно, категорически не могу согласиться с такой формулировкой о моей родине, нуара и без того сейчас хватает... Но Кима жалко безумно. Встречали его этим летом на пляже в Юрмале: добрый искренний человек. Говорил, что в Юрмале ему очень хорошо пишется, что полюбил наше море, нашел пристанище. Я так надеялся, что он скоро снимет море, придаст ему свой особый шарм, который только он способен разглядеть. Своим волшебным невесомым киноязыком. И вот приехал купить дом и оформить ВНЖ... Ну как же так? У нас и заразиться-то не так просто, как в других местах", - отметил Иван Зеленцов.
"Шовинистическая нотка презрения"
Впрочем, самую жесткую порцию критики, похоже, получила заметка российского кинорежиссера и сценариста Алексея Германа под заголовком "Ким Ки Дук был обречен умереть в одиночестве". И хотя Латвии в ней посвящено всего две строчки, которые скорее похожи на экзистенциально-поэтический акцент, латышская интеллигенция такого лирического момента не поняла и не оценила.
А особо рьяные нацпатриоты, которые, вероятно, даже смысл прочитанного не поняли, уже предложили внести автора заметки в "черные списки" Латвии.
Так, поэтессу Лиану Лангу Бокшу задела строка Алексея Германа следующего содержания: "Кажется, что он был обречен умереть в одиночестве, в маленькой продуваемой ветрами стране, где много пустых домов". В этом она увидела ни много ни мало "шовинистическую нотку презрения".
"Алексей Герман про смерть Ким Ки Дука. Даже в этом прощальном тексте представитель великой нации не смог удержаться от шовинистической нотки презрения в отношении Латвии. Ломки по поводу потери Балтии в них не закончились, это болезнь", - сообщает в Twitter поэтесса Лиана Ланга Бокша.
"Просто кретин", - поддерживает возмущение поэтессы политик и бывший депутат Сейма Вейко Сполитис.
"У министра иностранных дел есть все возможности включить его в соответствующий список. Единственное, повод такой мелкий", - заметил пользователь под ником PUSLABS.
В пятницу, 11 декабря, стало известно о том, что в Латвии от осложнений COVID-19 умер выдающийся южнокорейский режиссер и сценарист Ким Ки Дук.
В Латвию 59-летний режиссер прибыл через Эстонию из Санкт-Петербурга. По неофициальной информации, в планах всемирно известного режиссера было приобретение дома в Юрмале и оформление вида на жительство, но на запланированную встречу режиссер не явился. После этого его коллеги подняли тревогу и начали поиск по больницам.