Сто лет независимого бокса: антология побед и чемпионов рижанина Павла Максимова

Павел Максимов со своей книгой Латвийскому боксу - 100
Для Латвии 1920-й был годом рождения бокса. За целый век у спортсменов было много достижений. Мастера кожаной перчатки вышли далеко за пределы нашей небольшой республики на берегах Рижского залива
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 19 ноя — Sputnik, Андрей Татарчук. Писатель, боксер, тренер и рефери Павел Максимов завершил работу над своей книгой "Латвийскому боксу - 100", которую писал 6 лет. И, пожалуй, это лучший подарок к столетию этого джентльменского вида спорта в Латвии.

История спорта в Латвии, как и во многих странах, к сожалению, часто известна лишь фрагментами - многие достижения забываются, а вчерашние чемпионы уходят в небытие. Люди держат в памяти сегодняшних звезд, но ведь забвение победителей ничуть не лучше переписывания истории.

Сто лет независимого бокса: антология побед и чемпионов рижанина Павла Максимова
Сто лет независимого бокса: антология побед и чемпионов рижанина Павла Максимова

Сейчас на слуху в Латвии Майрис Бриедис - действующий чемпион мира в профессиональном боксе по версии IBF в первом тяжелом весе. Бывший боксер-любитель из сильной спортшколы в Олайне, ученик Василия Чернигова из рижского центра "Будо" и еще многих латвийских тренеров, конечно, очень достойный спортсмен - но вряд ли Бриедис продержался бы три раунда на любительском ринге против легендарного Большого Яна - Яниса Ланцерса, получившего мастера спорта СССР в год смерти Иосифа Сталина, в 1953 году.

"Боксер - это прежде всего человек, который думает мозгами и имеет в сердце душу", - говорил Янис Ланцерс, на счету которого ровно 300 поединков, где в пяти из шести боев - победы. Ради сотен людей, извините за пафос, отдавших жизнь рингу, выступавший за "Локомотив" на Всесоюзных первенствах Павел Максимов написал свою книгу.

Добро с кулаками

"18 ноября Латвия отмечала 102 года со дня подписания декларации о независимости, а латвийскому боксу ровно 100 лет. Я начал собирать материалы для этой книги в 2014 году, и история латвийского бокса оказалась настолько богатой на события и имена, что работу закончили только сейчас. Книга вышла на русском и латышском языках, причем литературный перевод был довольно сложным. Ну как объяснить переводчику смысл фраз: "боксер в весе пера" или "закатил по полной"? Трижды приходилось редактировать переводное содержание, и я очень благодарен всем, кто смог помочь с изданием, - это ветераны бокса и действующие спортсмены, неравнодушные люди, как Эрик Пуле, Иван Харитонов, Андрей Покумейко, Игорь Счастный и десятки и сотни других людей. Книга издана на двух языках. Надеюсь, еще до нового года поступит в продажу в книжные магазины", - рассказал Sputnik Латвия автор издания.

Сто лет независимого бокса: антология побед и чемпионов рижанина Павла Максимова

Книга "Латвийскому боксу - 100" читается не как скупой отчет рефери за сотню лет, а как сборник статей по истории Латвии. Невозможно отделить биографии частных спортсменов от общего культурного и политического фона, менявшегося в республике несколько раз. Например, в 1942 году латвийские боксеры-любители выиграли матч у солдат вермахта, а в Третьем рейхе после берлинской Олимпиады существовал культ силы.

Антология Максимова - это тысячи фамилий и сотни фотографий выдающихся спортсменов - как дореволюционные чемпионы от Лифляндской губернии Александр Миезитис, абсолютный чемпион Санкт-Петербурга и Российской империи Янис Граве и Францис Микуцкий, который без денег в кармане пошел пешком из Риги на всемирные Олимпийские игры рабочих в Вену.

Книга четко структурирована хронологически. Повествование начинается в 1920 году, когда бокс в Латвии начал становиться массовым явлением. Конечно, этот вид спорта существовал в Российской империи и до Первой мировой войны и двух революций 1917 года, но по-настоящему масштабным он стал благодаря английским морякам.

Антанта поддержала будущего латвийского диктатора Карлиса Улманиса, и британские кокни в Рижском порту зажгли своим примером. В 1920 году бокс был включен в программу первого Вселатвийского праздника спорта, и первыми победителями стали легковес Петерис Стуре, в среднем весе - Валдемар Якобсон, а бой тяжеловесов Бухольца и Браковского закончился ничьей.

Менялись правила и экипировка, в 1921 году были наконец утверждены 8 весовых категорий и были созданы общества "Союз рабочего спорта" и "Союз христианской молодежи". В 1930-е годы по популярности бокс начал превосходить французскую борьбу.

Памяти Арнольда Книсиса

В книге есть рассказ о легендарном легковесе Арнольде Книсисе. В Риге с 1950 года проходит международный турнир по боксу на кубок Книсиса - сейчас это Riga Open, и этот чемпионат является старейшим в Европе.

Сто лет независимого бокса: антология побед и чемпионов рижанина Павла Максимова

Из 312 проведенных поединков, более половины которых в статусе международных, Книсис выиграл 278. Он был лучшим в своей весовой категории в регионе Прибалтики как минимум, но не успел раскрыть талант полностью после лета 1941 года. Когда началась Великая Отечественная война, латышский комсомолец ушел на фронт. Учился на артиллериста в Гороховецком лагере, в звании сержанта служил командиром орудия и погиб в бою при обороне Москвы под Старой Руссой в декабре 1942 года.

"Наверное, что-то пришло сверху, - говорит Павел Максимов. - Я общался с ветеранами спорта, собирал воспоминания, фотографии и рукописи, при написании книги удалось найти массу уникальных фактов из долгой истории латвийского бокса. Мне предлагали писать книгу про лучшие победы, но судьбы людей, движущиеся из десятилетия в десятилетие, мне интересны больше. Я искал материалы в Государственном архиве, говорил со свидетелями той ушедшей великой боксерской эпохи, а советская боксерская школа в 1960-1970-е была самой сильной. Застой, Хрущев и Брежнев вроде бы, а в стране выросли такие атлеты, как Шамиль Сабиров, в первом наилегчайшем весе до 48 кг победивший кубинца Ипполито Рамоса на московских Олимпийских играх - 1980".

Максимов напоминает, что в СССР за места лидеров в большинстве видов спорта соревновались клубы СКА - Спортивный клуб армии, и "Трудовые резервы", а общество "Локомотив", в котором боксировал Максимов, стояло по числу побед на шестом месте в Союзе.

В 1963 году на Спартакиаде народов СССР, а это все братские социалистические республики, плюс отдельно Москва и Ленинград, боксеры из Советской Латвии заняли 4-е место по числу побед. А тренировались из энтузиазма и упорства, иногда в боксерский зал советских мальчишек приводила романтика. Как говорит тот же Янис Ланцерс - трижды серебряный призер чемпионатов Союза, четырежды - бронзовый медалист этих турниров и 11-кратный чемпион ЛССР в тяжелом весе, на первые тренировки в спортзал его привели герои рассказов Джека Лондона.

Иван Харитонов пришел в боксерский зал с улиц московского форштадта - и остался на 9 лет. В итоге 98 боев и 87 побед. Серебряный призер Всесоюзного первенства среди юношей в Кривом Роге 1973 года и бронзовый медалист чемпионата СССР в Ереване в 1974 году. Будущий многократный латвийский чемпион Виктор Карпов тренировался в Рижском дворце пионеров уже в 1945 году, когда в Центральной Европе и в Германии сопротивлялись нацисты - сейчас в замке, где стоял ринг, находится резидентура президента ЛР Эгилса Левитса.

Золотые перчатки, люди и эпоха

"Наверное, эпоха делает людей, но ведь люди также создают эпоху. Сейчас школа бокса и близко не стоит к той, что была в 1960-х. Я уверяю, если бы Ланцерс или Алоиз Туминьш - лучший боксер Европы 1961 года - боксировали на десять лет позже и участвовали в Олимпиаде-80, медали тех больших игр могли бы уплыть не только на Кубу к великим кубинским спортсменам, часть наград точно завоевали бы наши латвийские боксеры. Турайдс Драгунс, Виестурс Тераудс, Эдгарс Гиргенсонс, Рихард Бертиньш, Владислав Трепша - латвийский Майк Тайсон с 270 победами в 286 боях, и легковес Александр Красовский - сравним его технику с феноменом Роя Джонса. Конечно, история бокса Латвии - это Андрей Долгов, капитан молодежной сборной Советского Союза, боксировавший на Кубе, и Юрий Ваулин, победитель в СССР, чемпионата Европы и Кубка мира 1987 года, собравший все возможные титулы и эмигрировавший в США. У нас была эпоха великих боксеров", - говорит историк бокса Максимов.

С Александром Красовским, щелкавшим в 1990-х самые сильные кубки Книсиса, я занимался в спортивном клубе "Даугава" в парке Кронвальда. Стиль бокса Красовского действительно напоминает акробатику чемпиона мира, актера и рэпера Роя Джонса, который, кстати, боксировал в Риге в коммерческом матче.

А тренировал в "Даугаве" заслуженный тренер Латвии Петр Григорьевич Петров, ушедший из жизни десять лет назад, и его многие вспоминают с доброй улыбкой. Сейчас из пяти заслуженных тренеров по боксу в Латвии остался всего один - Вячеслав Бодня, также легенда спорта и бизнеса переломного времени.

Сто лет независимого бокса: антология побед и чемпионов рижанина Павла Максимова

А Павел Максимов сравнительно недавно вел тренировки в известном спортивном клубе "Сабина" Зураба Ибрагимова в рижском микрорайоне Болдерае, а сегодня он наблюдает за происходящим на любительском ринге.

Перспективы

Среди профессионалов мировых версий, конечно, это Бриедис, но до его уровня могут ли вырасти другие? По оценке Максимова, в новейшее время в Латвии были перспективны Николай Гришунин, дважды бронзовый медалист чемпионатов Европы и чемпион ЕС.

В 1992 году на Олимпийских играх Игорь Шаплавский завоевал 5-е место и очень перспективным был Роман Куклин, который по стечению обстоятельств за две недели до Олимпиады в Атланте в 1996 году сошел с дистанции.

"Поединок у него был с белорусом, у которого Куклин месяц назад выигрывал. Это был его бой стопроцентно, проходной. И тут белорус ломает Куклину нос, бой останавливают. Ваулин стал чемпионом штата, и, пожалуй, в конце прошлого века у него были шансы войти в олимпийскую сборную Латвии. Конечно, сейчас бокс другой - и очень популярны панкратион, ММА, к тому же развивается женский бокс, имя чемпионки Агнесы Божи известно не только девушкам-боксерам, на турнире Ghetto Fight она сильно и технично, очень эффектно побеждала мужчин. Я уверен, латвийский бокс ждет большое будущее, а историю нашего спорта я постарался донести до читателей максимально фактурно", - резюмирует автор летописи латвийского бокса Павел Максимов.