Как пишет обозреватель Der Spiegel, решение Польши и Венгрии не поддерживать принятие проекта бюджета в 1,8 триллиона евро было вызвано не столько самой суммой, необходимой в том числе на борьбу с последствиями коронавируса, сколько предлагаемым механизмом выплат. Он жестко привязан к соблюдению принципов правовой государственности, отмечает автор радио Sputnik Сергей Ильин.
Иными словами, если деятельность государства подчинена демократическим нормам и фундаментальным принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека, оно получает денег больше. Если нет – меньше. И вот с этим, как считает Der Spiegel, в Польше и Венгрии большие проблемы. А значит, и соответствующий механизм бюджета им не по душе.
Все это ставит под сомнение целостность идейной и политической базы Евросоюза. Более того – весь интеграционный проект, что требует жесткого ответа.
Как указывает германское СМИ, для Варшавы и Будапешта гораздо важнее их собственная власть, влияние на информационное пространство и коррупция в системе правосудия. В Брюсселе, впрочем, предлагается выход из положения: сформировать отдельный пакет коронавирусной помощи, которая не будет выделена Венгрии и Польше, несмотря на то, что эти страны на нее рассчитывают. Пока это только планы и громкие слова. Однако что-нибудь Брюссель точно придумает, чтобы продемонстрировать решительность и свою реакцию на этот вызов.
Значит ли это, что Евросоюз стоит на грани развала? Вряд ли. За редкими исключениями, страны ЕС голосуют консенсусом за важнейшие международные и внутренние решения. Но проблемы и недопонимание в европейском сообществе точно нарастают. А главное, нет единой и не подвергаемой никем ни малейшему сомнению формулы определения степени правовой государственности.