Больше никогда: в музее Жаниса Липке открылась выставка "Кров"

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения латвийского праведника мира Жаниса Липке, спасавшего во время немецкой оккупации латвийских евреев; к круглой дате приурочен целый цикл событий
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 9 ноя — Sputnik, Симона Алексеева. Одно из событий, приуроченных к юбилею Жаниса Липке, – только что открывшаяся в Мемориальном музее Жаниса Липке персональная выставка Дианы Димза-Димме "Кров".

Больше никогда: в музее Жаниса Липке открылась выставка "Кров"

Мемориал находится на Кипсале на улице Мазайс Баласта дамбис, 9, на месте дровяного сарая с подземным бункером, где живущий по соседству Липке прятал евреев (во время войны тут постоянно находились от 8 до 12 человек). Этот музей по праву может считаться самым "замаскированным" культурным заведением Риги – никогда не бывавшим там посетителям приходится как следует поплутать по булыжным мостовым острова, прежде чем они обнаружат вход в здание, построенное по проекту архитектора Зайги Гайле.

Визит в это место – всегда эмоциональное потрясение. В контексте тематической выставки – особенно. Художница Диана Димза-Димме изучает истории спасения людей во время Второй мировой войны, в том числе не самые известные. Для нее это очень важная тема – когда-то маму художницы, еврейскую девочку Мириам, спасли и приютили мансальсальские рыбаки.

Больше никогда: в музее Жаниса Липке открылась выставка "Кров"

"Для моей мамы чужой дом стал родным, а отцовский, куда она вернулась только по окончании войны, показался чужим, - делится художница. - Я выжила во время эпидемии в результате вынужденного пребывания в своем доме, в безопасности которого сомневалась, и это обстоятельство заставило меня переосмыслить само понятие "крова" в наши времена".

Я пережила Румбулу

На выставке представлены живописные полотна Дианы с говорящими названиями "Ощущение, когда ты идешь по темному лесу, как будто это твой дом" или "Город в сумерках", инсталляции и мультимедийная работа. В видео художница с экрана взывает: Nekad, nekad, nekad ("Никогда, никогда, никогда"), чтобы все эти ужасы никогда больше не повторились.

Самая эмоциональная работа – изображенная на проржавевшем диске пилы женская голова, зажатая между двумя ботинками. Это посвящение еврейской портнихе Фриде Михельсон, узнице Рижского гетто, чудом спасшейся во время массового расстрела в Румбульском лесу в 1941 году.

Больше никогда: в музее Жаниса Липке открылась выставка "Кров"

Фрида притворилась мертвой, бросившись на снег, и оказалась закидана горой обуви.

"Евреи бегут прямо в могилу. Я слышу, как возле меня стонет женщина: "Ай, ай, ай!.." - и чувствую, что она бросила мне на спину какой-то предмет, затем второй. Голоса женщины больше не слышу, но предметы падают один за другим, я понимаю, что это падает обувь. Вскоре я покрываюсь целой горой ботинок, валенок, бот", – так она описывала пережитое.

Женщина слышала все – выстрелы и циничные реплики убийц. И, лежа на снегу под горой обуви, решила для себя: "Я выживу уже ради того, чтобы рассказать об этом". Своими трагическими воспоминаниями Фрида Михельсон поделилась с миром в книге "Я пережила Румбулу".

Больше никогда: в музее Жаниса Липке открылась выставка "Кров"

Диану Димза-Димма потрясла и еще одна реальная история – ребенок по имени Яма, родившийся во время войны в тайнике. Где только ни прятали еврейских детей в те времена – в подвалах, на чердаках и даже в ямах…

Скрыться от пандемии

Художница рассматривает понятие крова не только в контексте ужасов войны и спасительных убежищ для беженцев, но и с позиций современных реалий. Еще недавно часть нашего общества была вынуждена ютиться в тесных комнатушках многоквартирных домов, где об укромном уголке приходилось только мечтать. С начала пандемии COVID-19, когда даже самые невозмутимые люди оказались подвержены панике и отчаянию из-за ограничений, поиски персонального "убежища" приобрели особую актуальность.

Больше никогда: в музее Жаниса Липке открылась выставка "Кров"

Работы Дианы заостряют внимание на понятиях крова и дома, стены которого могут оказаться вовсе не такими стабильными, как нам казалось еще недавно. Даже если вы не верите в глобальное потепление и считаете, что ледники тают на другом конце Земли - эта проблема касается нас всех. "Земля – наш общий кров, а трагичная история крепко переплелась с настоящим", - убеждена художница.