РИГА, 27 окт — Sputnik. Из-за пандемии людям приходится соблюдать массу ограничений. У многих это вызывает психологический дискомфорт. Как COVID меняет модель поведения в латвийском обществе, выяснял TV3.
Сейчас обычным делом стало ежедневное ношение масок. Как показывают последние исследования, большую часть общества маски успокаивают. Психологи сделали вывод, что, когда люди носят маски и видят вокруг себя людей в масках, они больше чувствуют себя в безопасности, более защищенными от инфекции.
Но есть и группы людей, у которых маски вызывают стресс.
"Одна такая группа – это маленькие дети, которые не понимают, почему у родителей на лице внезапно появилась маска, что она означает.
А если маска идет в комплекте с какими-то изменениями в поведении, к примеру, ребенку не дают трогать эту маску, смотреть, что там под ней, ребенок может реагировать довольно неприятно", - объяcняет председатель правления Латвийского объединения психологов Рейнис Лазда.
Психологи советуют дать ребенку осмотреть маску в "мирных условиях", объяснить, почему она необходима.
Но маски могут вызвать тревогу и у взрослых. Как объясняет Лазда, в обычных условиях и, к примеру, в кино закрытое лицо может ассоциироваться с агрессией и плохими намерениями, поэтому человек лицо и прячет. В связи с этим люди могут чувствовать себя неуютно. Кроме того, маски мешают считывать выражение лица, так что приходится менять поведение.
По мнению специалистов, в большинстве случаев такие проблемы не оставят долгосрочных последствий. Но если люди чувствуют, что новые правила вызывают слишком большой стресс, стоит обратиться к психологу.
А вот социальные антропологи заметили, что маски стали оружием популистов. Сначала было плохо, что правительство не заставляло носить маски. Теперь, когда такое правило ввели, снова плохо. По мнению социального антрополога Айвиты Путнини, здесь проявляются новые особенности общественного поведения.
"Интересно, что эта аргументация основана на ценностях индивидуализма и свободе индивида, которая ставится выше общественных интересов. Такая идеология в Латвии раньше не фиксировалась, наше общество было в большей степени солидарным, а его члены заботились и поддерживали друг друга, в большой степени компенсируя некие механизмы, отсутствующие в государстве", - рассказала Путниня.
Исследования студентов-антропологов выявили интересный нюанс касательно заботы в период пандемии. Латвийцам нравится заботиться о других, но эти заботы обычно ограничивает их желание делать это по своему усмотрению. То есть человек хочет чувствовать, что проявляет заботу, но его в меньшей степени интересует тот, о ком он заботится.
"И мы слышим о таких анекдотических случаях, когда люди ходят и ищут, о ком бы они могли позаботиться, но в их волости никто в заботе не нуждается. В известной мере получается асимметрия, и в некоторых случаях активная позиция против ношения масок связана с заботой, но, возможно, немного поверхностной. Она связана с предпосылкой того, насколько сильно человек хочет заботиться и каков его индивидуальный выбор во всем этом спектре заботы, который может быть доступен", - говорит Путниня.