РИГА, 17 окт — Sputnik. С периодичностью раз в три–четыре года в Даугавпилсе вспоминают о планах строительства международного аэропорта. В целом же "великая аэропортная эпопея" длится уже пятнадцать лет. И пока что ей не видно конца и краю, пишет газета "Сегодня".
Склонные к острословию местные жители окрестили сей "проект века" Нью–Васюками. Вот и сейчас, в преддверии очередных выборов в гордуму, местные власти вновь обещают осчастливить горожан воздушной гаванью.
"Аэропорт нужен, это каждому ясно"
Первоначальная инициатива создания в окрестностях города аэропорта международного класса исходила от главы холдинга Ditton Владислава Дриксне, занимавшего в 2005 году пост вице–мэра в местном самоуправлении.
В ту пору Дриксне заявлял, что это будет очень просто: сначала муниципалитет учреждает ООО, которое займется привлечением средств из еврофондов. На разработку соответствующей проектной документации должно уйти год – полтора.
После получения западных денег немедля начинается строительство, и Даугавпилс обзаводится собственным коммерческим аэродромом. Принадлежать он будет городу — но и частный капитал тоже сможет поучаствовать в создании неизбежно сопутствующих столь значимому объекту структур.
В итоге привлекающий крылатых гостей из разных стран Даугавпилс быстро станет если уж не центром Вселенной, то во всяком случае значительно повысит свой статус.
Расходы - ерунда
Когда возникла дискуссия насчет финансов, господин Дриксне заявил: "Лет через пять – семь нынешние споры о средствах покажутся смешными на фоне благ, которые получит Даугавпилс". По его словам, на долю самоуправления выпадет лишь 10% чистых расходов на аэропорт. Еще 75% отобьются за счет евроденег, а оставшиеся 15%, мол, по негласной договоренности, выделит Министерство путей сообщения, возглавлявшееся в ту пору сопартийцем Дриксне Айнаром Шлесерсом.
Вице–мэра полностью поддержала и тогдашняя градоначальница Рита Строде: "Аэропорт нужен, это каждому ясно". И в июле 2005 года дума приняла решение о создании SIA Daugavpils lidosta.
Осенью 2005 года стало известно, что Дриксне договорился с землевладельцем Геннадием Чуленко. Предметом договора стала покупка участка земли в 227 гектаров в поселке Лоцики — за сумму в 1 миллион латов.
На данной территории в советское время располагался военный аэродром, позже пришедший в плачевное состояние. Именно на базе этого аэродрома Дриксне и предложил создать современный аэропорт. Для того, чтобы окончательно склонить чашу весов на свою сторону, он объявил, что готов через четыре года, если идея аэропорта лопнет, выкупить у муниципалитета сей участок за ту же сумму — миллион латов.
И дума утвердила решение о покупке. В итоге землевладелец Чуленко получил огромную сумму за заброшенную территорию с потрескавшимися бетонными плитами.
Аэропорт построить — это вам не ишака купить
2005 год давно миновал. На несколько лет суета вокруг "проекта века" утихла, а за это время Дриксне успел оставить пост вице–мэра. Однако дело его продолжало жить.
Член правления Daugavpils lidosta Виктор Пузан раздавал радужные посулы. С его слов, аэродром в Лоциках, ныне находящийся "в удручающем состоянии", скоро расцветет и постоянные рейсы свяжут его с "городами Европы, СНГ и Ригой".
Вот обещания Пузана: "Пассажирские перевозки из даугавпилсского аэропорта планируется начать с 2010 года по такой же модели, какая действует в Лиепайском аэропорту. Это будет десять внутренних авиаперелетов ежедневно и не слишком дальние международные полеты. За год планируем перевозить 50–100 тысяч пассажиров. Сейчас зафиксирован спрос на внутренние рейсы, а о конкретных международных перевозках будем говорить с авиакомпаниями".
В прозаичной действительности плиты бывшего аэродрома пребывали в той же первозданной заброшенности. Разве что зимой 2010 года самоуправление отрядило туда отряд "столатовиков" — и те, барахтаясь в сугробах, посрезали там дикий кустарник.
Зато благодаря развернутому пиару и ближние, и дальние соседи оказались в курсе, что под Даугавпилсом находится аэропорт международного класса, который вот–вот начнет принимать воздушные суда со всего мира! Об этом даже в Википедии написали.
От Испании до Казахстана
Поскольку с деньгами из еврофондов так и не выгорело, весной 2009 года дума объявила конкурс о привлечении частного инвестора. И спустя полгода, в октябре 2009–го, было объявлено, что таковой нашелся — испанская группа компаний GECI Espanola S.A. и SRDI S.A. После этого сообщения деятельность вокруг аэропорта снова погрузилась в спячку еще на полтора года.
Однако в мае 2011 года тогдашний мэр Даугавпилса Жанна Кулакова совершила визит в Испанию. Как рассказала глава города по возвращении, она показала представителям GECI Espanola S.A. подготовленные документы и проект меморандума по соглашению, который должны подписать инвесторы, ООО Daugavpils lidosta и Гордума.
Тем временем депутаты думы большинством голосов утвердили проект решения, предусматривающий долевое участие муниципалитета в новом ООО Latgale International Airport с основным капиталом в 2 тысячи латов. Градоначальница торжественно объявила, что уже в ближайшее время инвесторы приедут в Даугавпилс — поставить свои подписи.
Дальше началось смешное. Обещанный визит должен был состояться 14 июня 2011 года. Однако испанцы не приехали — очевидно, заблудились в дороге. Вторично их приезд анонсировался в канун праздника Лиго 23 июня — но снова подписание меморандума так и не состоялось. Так эти испанцы в Латгалии так и не появились.
Зато в ноябре 2011 года дума объявила, что нашлись новые потенциальные инвесторы — на этот раз из Казахстана. Однако известие о "казахских инвесторах" вызвало лишь град насмешек со стороны городской общественности, уже основательно подуставшей от "саги о аэропорте".
Вопросы без ответов
Честно говоря, горожане давно потеряли веру в то, что этот проект когда–либо осуществится. В беседе с автором этих строк, проживающий в Даугавпилсе бывший военный летчик Владимир Вербицкий пояснил: "Настоящий аэропорт — не просто посадочная полоса, а совокупность огромного количества систем, служб и средств обеспечения. То есть владельцам аэропорта, если они хотят создать конкурентоспособное круглосуточно работающее всепогодное предприятие (качества, необходимые для получения сертификата международного аэропорта), придется закупить огромнейшее количество самого разного оборудования и найти несколько сотен квалифицированных специалистов, которых в самом Даугавпилсе никак не отыскать".
И сэкономить здесь не получится, подмечает Вербицкий. Если из всей системы выпадает хотя бы один компонент — аэропорт неконкурентоспособен. Летчики и владельцы авиакомпаний не захотят летать туда, где их самолеты заправят некондиционным топливом, не смогут заменить забарахлившую радиостанцию и обеспечить самолеты питанием, не сумеют предоставить исчерпывающую метеосводку.
"Вокруг и так большое количество аэропортов — в Риге, Вильнюсе, Каунасе, Пскове или Витебске. Кто пожелает рисковать, чтобы лететь к непонятным даугавпилчанам? А ведь даугавпилсскому аэропорту мало обслуживать 5–6 рейсов в день — для достижения рентабельности прием самолетов должен производиться ежечасно!" - разъясняет ситуацию бывший летчик.
Тем не менее в 2014 году тогдашний министр сообщения Анрийс Матисс подтвердил, что "аэропорт нужен", и посоветовал продолжать искать инвестора.
"Мы не можем делать все сразу. У нас нет финансирования в размере 40 миллионов евро, чтобы сделать все за один проект. Если разбить проект по логическим частям, то вполне реально его реализовать в ближайшие пять лет", — сказал министр.
Вскоре Матисс ушел в отставку, и подобные разговоры на несколько лет стихли.
Около года назад тему аэропорта вновь начали реанимировать. Заместитель мэра Янис Лачплесис провел ряд встреч в Министерстве охраны среды и регионального развития и убедил столичных чиновников, что проект надо продвигать.
Пятого февраля 2020 года даугавпилсский аэропорт был включен в Национальный план развития страны на 2021–2027 годы.
А уже в августе в городе побывал бывший глава обанкротившегося Latvijas Krājbanka, а ныне глава бюджетно–финансовой комиссии Мартиньш Бондарс и обнадежил даугавпилчан: "Аэропорт в Даугавпилсе никогда не был еще так близко. Это очень медленный и ответственный процесс. Но в то же время я знаю, что очень серьезные люди поддерживают Даугавпилс, чтобы в вашем городе был аэропорт".
Бондарс пообещал, что технический проект аэропорта может быть готов в 2021–22 гг, а первые самолеты оттуда полетят в 2025 году.
Головокружительная перспектива
Сейчас в близкие городским властям СМИ пишут об аэропорте, как о практически решенном деле. А вот оппозиция задает неудобные вопросы.
Депутат и экс–мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш заявил: "В городе снова муссируется проект аэропорта, стоимость которого с каждым пресс–релизом и с каждым публичным заявлением растет как на дрожжах. По проектной документации, находящейся в думе, его изначальная стоимость была 20 миллионов евро. Потом заговорили о том, что все–таки необходимо 30 миллионов. Теперь аэропорт уже оценивается на уровне 61 миллиона, далее мы уже слышим о сумме от 61 до 90 миллионов евро. Но при этом нет ни одного предложения о том, кто будет здесь летать…"