Музей Рижского гетто попал в жернова коммерции

Музей Рижского гетто и Холокоста в Латвии может ожидать закрытие - срок льготной аренды земли закончился, а по коммерческим расценкам мемориальный комплекс платить не может
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 15 окт — Sputnik, Андрей Татарчук. Мемориальный комплекс в начале Московского форштадта памяти жертв геноцида в Латвии в период нацистской оккупации в 1941-1943 годах за десять лет развился в музей европейского масштаба. Но теперь музей Рижского гетто и Холокоста в Латвии ожидает закрытие. В ситуации разбирался Sputnik Латвия.

В октябре 2010 года правящая коалиция Рижской думы приняла решение о передаче в аренду обществу Šamir участков земли и строений на улице Маскавас, 14а и 14в, на 10-летний срок. За прошедшее время была построена развитая инфраструктура музея, включая выставочный зал и Стену имен – список жертв нацистов и местных коллаборационистов на территории Латвии, ставшей частью Рейхскомиссариата Леттланд в составе Третьего рейха. За три с лишним года оккупации тут, в том числе в Рижском гетто, были уничтожены почти все евреи – более 70 тысяч человек. В Латвии убиты также более 20 тысяч мирных жителей еврейского происхождения, доставленных из концлагерей Центральной и Западной Европы, – и Рижский музей гетто и Холокоста часто посещают иностранные туристы, включая лидеров религиозных общих из стран ЕС, Израиля, США, России и других государств.

Возвращенные имена: в Музее Рижского гетто вспомнили 16 тысяч убитых детей

За первые семь лет деятельности музея его посетили 160 тысяч человек, на текущий момент – более 200 тысяч посетителей. По этому показателю музей гетто и Холокоста Риги занимает 17-е место среди латвийских музеев. Доходы, включая пожертвования, общество "Шамир" направляет на развитие проекта. Так, в августе этого года открылась выставка о событиях в Европе в начале Второй мировой – в сентябре 1939 году войска вермахта вошли в Варшаву, а Финляндия объявила войну Советскому Союзу. Но главное – это память о самой страшной в истории Латвии трагедии, когда убийства людей по этническому признаку были узаконены и разрешены де-юре согласно плану "Ост" нацистского руководства, получив пропагандистскую поддержку и одобрение местного населения. Команда вспомогательной полиции Виктора Арайса сожгла Большую хоральную синагогу на улице Гоголя в Риге спустя трое суток после того, как нацисты захватили город. Тогда, 4 июля 1941 года, в синагоге было сожжено заживо около 600 человек, а рядом, по периметру Рижского гетто, рабочие в это время ставили столбы и натягивали колючую проволоку, за которой уже появились первые люди с нашитыми на одежду звездами.

История, собственность и гешефтмахеры

Холокост в оккупационной Латвии начинался с законов. Трудовая инспекция запрещала продавать товары евреям в магазинах, за законом и порядком следили и добровольцы. Перемещенные в гетто были обязаны носить нашитые шестиконечные звезды, за нарушения следовали наказания. Людей, живших в Латвии веками, свои же соседи строили в колонны и вели из гетто на расстрел на Румбулу и в лес Шмерли. Золотые украшения и ценности убитых делили палачи. Собственно, все это стало бытовой нормой, и именно поэтому это невозможно забыть.

В заметке "Друзья жидов и спекулянты в торговле" газета "Тевия" 4 августа 1941 года сообщала: "В продуктовом магазине Вальдемара Биринcа на Антонинской, 3, владелец магазина оказывал жидам особую благосклонность. Жиду Людвигу Геллеру Биринс продал кефир и картофель, была обслужена еще одна жидовка, но в это же самое время в очереди стояли солдаты армии Великой Германии и многие латыши. Виновный торговец передан для наказания. Особое внимание жидам оказала Марта Курочкина, в продуктовом магазине на Динабургской, 76, обслуживая жидовку Зелту Клезер с Кольбахской, 12-20. Она продала все, что жидовка попросила, а потом вместе с ней пошла в рядом расположенный молочный магазин, открыла его и продала жидовке молоко. В Латгальском предместье это не единственный магазин, где продавцы оказывают внимание жидам. Впредь они должны знать, что соответствующие учреждения это оценят должным образом, и виновные будут безжалостно наказаны". 8 октября 1941 года та же "Тевия", выходившая ежедневно на латышском языке тиражом более 200 тысяч экземпляров, рассказывала, что "Перемещение рижских жидов из их роскошных квартир в центре Риги и Межапарке близится к завершению. Уже многие недели по рижским улицам жиды со своими вещами едут и идут в свое настоящее место жительства – гетто".

Новые выставки в Музее Рижского гетто

Как говорит основатель общества "Шамир" раввин Менахем Баркан, главная идея музея – в том, чтобы имена людей не были забыты. Стена памяти – железобетонные стенды с именами более 70 тысяч латвийских евреев, ставших жертвами Холокоста, и около 25 тысяч евреев из других стран Европы, которых привезли сюда, чтобы уничтожить, является центральной частью экспозиции музея.

Выставки на Маскавас, 14, рассказывают не только о трагедии латвийских евреев в годы Второй мировой войны, но и об их жизни в предвоенные годы, о религиозных традициях, вкладе в борьбу за независимость Латвии и роли в образовании и культуре. Земля на территории музея выложена камнями с улиц гетто. Установлены мемориальные объекты – Древо жизни, посвященное спасителям евреев, деревянные буквы еврейского алфавита, вагон с экспозицией "Билет в одну сторону", большая менора. В июле 2020 года у входа в музей был установлен мемориальный камень в память о погибших латвийских евреях – это подарок жителей Бремена, города-побратима Риги.

За 10 лет проект общества "Шамир" развился в настоящий европейский музейно-исторический центр памяти о Холокосте, его важность отмечали Яд-Вашем и другие организации Израиля. Но проблема в том, что проект развивался на арендованной земле т. н. "Красных спикеров" – складов в районе рижского рынка, принадлежащих ООО Spikeru nami. Владельцы этой фирмы Александр Бабенко (87% долей капитала) и Игорь Буковский (13%) при годовом обороте в размере около миллиона евро превратили квартал бывших торговых складов в доходное коммерческое место магазинов, кафе и офисов. Аренда здесь дорогая, и музей в бизнес-концепцию не вписывается.

Деньги важнее памяти?

"Мы в этом году заплатили налог на недвижимость в размере 7 тысяч евро вместо 500–600, которые обычно вносим за год аренды. Но плохое не в этом: 22 октября завершается срок десятилетней аренды земли, и вопрос о продлении договора не стоит до сих пор. Нам предложили платить по коммерческим расценкам. Например, метр кафе в квартале "Спикери" стоит 2,20 евро в месяц, а у нас музей занимает 4000 квадратных метров. Кроме того, от нас требуют перенос забора, расторжение договора с РД на территорию двора и дорожный сервитут через территорию музея, что подразумевает демонтаж части экспозиции. Плохо, что я скажу вам... Это место важно не только как напоминание об ужасных событиях, которые никогда не должны повториться, но и как образовательный и культурный центр, источник толерантности и взаимного уважения. Это не музей смерти, это музей жизни, других таких нет. И нас хотят убрать", - говорит Sputnik раввин Баркан.

Холокост в Восточной Европе и конкуренция памяти

Вопрос о продлении льготной аренды для музея Рижского гетто и Холокоста поднимался на уровне самоуправления неоднократно. Летом этого года прошло онлайн-голосование, на котором было неожиданно много мнений "нет". К сожалению, ни одна из еврейских общин Латвии, и даже музей рижского праведника-спасителя евреев Жаниса Липке, не поддержала публично проект. Может быть, откликнутся посольства Израиля и США в Латвии, но время истекает. Директор музея Юлия Терещенко отметила, что департамент имущества Рижской думы предложил до голосования по этому вопросу подписать договор аренды на 4000 квадратных метров по рыночной стоимости. Надо ли говорить, что в период второй волны пандемии коронавируса это неподъемная ноша для некоммерческой организации?

"Что делать – опуская руки, я уеду. Шучу. Никуда не уйду и буду бороться за музей, чтобы сделать его лучше в следующие долгие годы", - говорит раввин Баркан. В последние дни появилась надежда, что Рижская дума все же примет решение о предоставлении земли на некоммерческой основе под этот мемориальный проект. Как рассказал Sputnik депутат Рижской думы от Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов, принято решение, что договор с музеем не будет расторгнут автоматически 22 октября. Окончательное решение комитет по имуществу самоуправления Риги под председательством Дайниса Лоциса от Национального объединения передвинул на один месяц вперед.

"Правда, сложно сказать, какое будет окончательное решение комитета Дайниса Лоциса. Могу сказать, что конфликт интересов вокруг земли жесткий. С точки зрения Латвии и Риги в ликвидации музея нет необходимости, тут коммерческие интересы на поверхности", - говорит Митрофанов. Резюмирующее голосование по судьбе музея состоится в конце октября.