РИГА, 2 окт — Sputnik. "Лукойл" обсуждает с "Белнефтехимом" перевалку продукции концерна через терминал в порту Высоцка, ее ассортимент и объемы, заявил гендиректор компании "Лукойл-Транс" Алексей Махнев.
"В настоящее время есть запрос от концерна "Белнефтехим" о перевалке его продукции через терминал "РПК-Высоцк". Сейчас идет обсуждение ассортимента, возможных объемов", - сказал Махнев в эфире телеканала "Россия 24".
По его словам, конкретные условия и параметры перевалки еще предстоит определить, но, по оценке компании, "использование по всей длине логистической цепочки, включая перевалку в российских портах, может быть более эффективно для наших партнеров, чем через сопредельные государства".
По данным ценового агентства Argus, помимо терминала "Лукойла" в Высоцке, принять дополнительные объемы потенциально могут перевалочные комплексы "Усть-Луга Ойл" и "Портэнерго", а также Петербургский нефтяной терминал (ПНТ). В прошлом году все они были существенно загружены, по данным участников рынка и самих терминалов. Объем перевалки светлых и темных нефтепродуктов через "Усть-Лугу Ойл" составил в 2019 году 28,3 миллиона тонн при мощности в 30 миллионов тонн в год, через "Портэнерго" — около 3 миллионов тонн, что сопоставимо с проектной мощностью терминала, через ПНТ — около 8 миллиона тонн (около 10 миллионов тонн в год) и через "РПК-Высоцк "Лукойл-II"" — 11,5 миллиона тонн (16 миллионов тонн в год).
Ранее президент Александр Лукашенко, комментируя санкции Прибалтики в отношении его и еще ряда белорусских должностных лиц, заявил, что Минск прорабатывает ответные экономические решения, имея в виду в том числе переориентацию транзита белорусских грузов на Россию.
Переброска нефтяных потоков из портов Литвы через российские порты, в частности Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Беларуси Михаила Мишустина и Романа Головченко 3 сентября. Сначала речь шла о переброске 3–4 миллионов тонн своих нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. В конце сентября прогноз по объему нефтепродуктов, который белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты, увеличен почти вдвое – до 4–6 миллионов тонн. Глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что рассчитывает на то, что стороны договорятся уже в ближайшее время.
В прошлом году примерно пятая часть перевозимых по латвийской железной дороге грузов шла из Беларуси или в Беларусь – в общей сложности это около 7 миллионов тонн, в свою очередь, за восемь месяцев этого года – почти 3 миллиона тонн. В основном это нефтепродукты.
По неофициальным данным, из 40 миллионов тонн годового грузооборота в порту литовской Клайпеды около 8 миллионов тонн составляют калийные удобрения, поставляемые из Беларуси по железной дороге, и около 4–5 миллионов тонн – нефтепродукты.