Министр транспорта и коммуникаций Литвы Ярослав Наркевич заявил, что Вильнюс рассматривает возможность самостоятельного строительства магистрали Rail Baltica на территории республики. По его словам, три балтийских страны не смогли договориться о рациональной и оперативной реализации проекта, а Литва построит у себя железную дорогу быстрее.
Желание Литвы самостоятельно построить Rail Baltica повлияет не на сроки реализации проекта, а на состояние литовского бюджета, заявил Sputnik Латвия старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
"Если Литва этот проект завершит раньше, чем другие страны Балтии, если она будет не только обсуждать возможности финансирования, но и действительно финансировать стройку, то по факту окажется, что есть кусок железной дороги, который никуда не ведет", - заявил Кондратьев.
При этом в самой Литве пассажиропоток крайне невелик, как и во всех трех странах Балтии, и не требует создания такой новой современной железнодорожной инфраструктуры, пояснил эксперт.
"Rail Baltica окажется памятником европейским планам по развитию инфраструктуры. Железная дорога будет построена, кто-то будет тратиться и ее обслуживать, отвлекая силы и средства от других, более жизнеспособных проектов. При этом никакого импульса для литовской экономики и тем более экономического вклада от нее не будет", - подчеркнул Кондратьев.
По плану железная дорога стандартной европейской колеи Rail Baltica должна соединить страны Балтии с Польшей. Первоначальные расчеты предполагали, что при инвестициях в 5,8 миллиарда евро Rail Baltica принесет прибыль в размере 16 миллиардов. Экспертиза 2019 года показала, что в случае реализации проекта убытки составят не менее четырех миллиардов евро.
Минувшим летом Европейская ревизионная палата сообщила, что проект Rail Baltica экономически не обоснован, а оценка возможного пассажирского трафика представляется сомнительной, при том что бюджет строительства трансбалтийской магистрали уже возрос до семи миллиардов евро.