РИГА, 11 сен — Sputnik. Грузооборот Рижского порта по итогам работы в январе — августе текущего года упал на 26%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 15,819 миллиона тонн грузов, сообщается на сайте порта.
Больше всего в этот период перевалено насыпных грузов - 9,083 миллиона тонн (-32,1% по сравнению с тем же периодом 2019 года). Самое значительное падение показала перевалка угля, за январь — август в Рижском порту обработано 2,274 миллиона тонн против 6,629 миллиона тонн за аналогичный период прошлого года, сокращение - 65,7 %. Также сократились объемы перевалки химических грузов — до 1,039 миллиона тонн, падение к прошлому году 13,7%. Зато зафиксирован рост в перевалке древесных пеллет — до 1,389 миллиона тонн (+7%) и зерна и зернопродуктов - до 1,292 миллиона тонн (+9,3%).
Перевалка генеральных грузов составила 4,865 миллиона тонн (-12%). Контейнерных грузов в этом году в Рижском порту перевалено 3,038 миллиона тонн (-6,3%), лесоматериалов обработано 1,427 миллиона тонн (-16,5%).
Перевалка наливных грузов составила 1,87 миллиона тонн (-23,6%).
В 2019 году Рижский порт перевалил 32,762 миллиона тонн грузов, что на 10,1% меньше, чем годом ранее, в том числе перевалка за восемь месяцев составила 21,364 миллиона тонн.
Ранее управляющий Рижским портом Ансис Зелтиньш в эфире программы "Открытый вопрос" на Латвийском радио 4 отметил, что падение потоков угля и нефтепродуктов больно бьет по отрасли. Но, заверил он, с генеральными и контейнерными грузами таких больших проблем нет: кое-где есть спад, но сравнительно небольшой — и объяснимый фактором коронавируса.
"Если мы говорим о контейнерных грузах, проходящих через Латвию, то большинство идет через Ригу, и здесь у нас до сих пор каждый год был рост. Конечно, в нынешнем году кривая стала более плоской, что связано в том числе с пандемией, но у нас нет такого падения, как в некоторых других портах. Также для нас очень важно все, что связано с древесиной, и все, что связано с зерном. И это два типа грузов, которые в последние годы стабильно росли — в некоторые годы прирост был на 15—20%", — заявил он.
По его словам, нынешнее пике "не означает, что в порту все остановилось, что стивидорные компании прекратили работу. Мы — и порт, и стивидоры, — продолжаем искать разные виды грузов, разные нишевые грузы, которые можно привлечь в Ригу", — заявил Зелтиньш.
Говоря о влиянии ситуации в Беларуси на грузопоток через Ригу, Зелтиньш отметил, что "очень ощутимого влияния, по крайней мере, на существующий грузооборот не будет".
"Удельный вес белорусских грузов в Риге сравнительно невелик. Максимально это были 10%, теперь могут быть примерно 4% от всего грузооборота. Важнейшая часть там — нефтепродукты и конкретно мазут. А их сокращение в Риге на самом деле было исторически. Тенденция была негативной. Думаю, и здесь кардинально ничего не изменится. Конечно, если по политическим причинам, на каком-то заводе в Белруси прекратят работу или еще что, это повлияет на движение мазута через Рижский порт", — заявил Зелтиньш.
Комментируя влияние тарифов железной дороги на привлекательность латвийского коридора, Зелтиньш заметил, что другие факторы могут иметь гораздо большее значение.
"Я бы сказал, что нет смысла зацикливаться на тарифах, потому что для разных грузов нужен разный подход. Да, были разговоры "снизим железнодорожный тариф на доллар, и все к нам сразу поедут". Я бы сказал даже так: даже если железнодорожный тариф снизить до нуля, это не значит, что все грузы поедут через Латвию.
Надо работать над каждым звеном цепочки. В том числе над таможенными процедурами, над тем, как происходит обмен информацией. Для тех же контейнерных грузов — не только железнодорожных — это очень важно: чем меньше остановок, чем меньше задержек из-за бюрократических требований, тем лучше. Это может быть важнее, чем 50 центов тарифа в ту или другую сторону", — заверил управляющий Рижского порта.