РИГА, 12 июл — Sputnik. На своей страницу в Facebook публицист и общественник Владимир Линдерман сообщил о том, что Генпрокуратура Латвии уведомила его о возобновлении уголовного процесса по его выступлению на Вселатвийском родительском собрании, которое состоялось в марте 2018 года.
"Получил интересное письмо из латвийской генпрокуратуры. Уголовный процесс против меня в связи с "делом родителей" открыт заново. Напомню вкратце, как все развивалось.
Весной 2018 г. в Риге состоялось Вселатвийское собрание родителей. Тысяча человек, собравшихся в конференц-зале гостиницы, обсуждали, как нам отстоять образование на русском языке. Против восьми участников, выступавших на собрании, включая меня, Служба госбезопасности возбудила уголовное дело.
Мне предъявили три статьи: деятельность против государства, разжигание национальной ненависти и организация массовых беспорядков. Серьезные такие статьи, сроки длинные.
Задержание происходило в стиле "маски-шоу": четверо мускулистых бойцов с адскими воплями повалили меня на тротуар, после чего забросили мое тело в микроавтобус. Две недели я отдохнул в Рижской центральной тюрьме. Потом меру пресечения смягчили на полицейский надзор и подписку о невыезде из страны.
Два года длилось следствие. Итог: дело закрывают за отсутствием состава преступления. Пишу заявление с требованием денежной компенсации, как безвинно пострадавший.
И вот новость: прокуратура отменяет решение СГБ о закрытии дела. Мне присвоен статус "лица, против которого начат уголовный процесс". Наша песня хороша, начинай сначала. Нашли способ пожизненно держать человека под следствием".
Напомним, что после Вселатвийского родительского собрания под раздачу спецслужб попали латвийские русскоязычные политики и активисты, в том числе лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок, член правления партии Илья Козырев, а также публицисты Владимир Линдерман и Александр Гапоненко.
Полиция безопасности (ПБ), которая теперь называется Служба государственной безопасности (СГБ), тогда молниеносно углядела в словах, произнесенных на мероприятии политиками и правозащитниками, призывы к "расколу общества" и другое "разжигание ненависти и вражды" на национальной почве.
На этом основании против русскоязычных правозащитников и политических деятелей Латвии было заведено несколько уголовных дел.
В течение следующих двух лет Жданок неоднократно побывала на допросе в СГБ, а Козырев, Линдерман и Гапоненко даже успели посидеть в следственном изоляторе. Причем, если Козырев отделался всего парой дней, Линдермана продержали дольше, а Гапоненко вообще "закрыли" надолго - на четыре с лишним месяца - в Рижской центральной тюрьме.
Но второго апреля 2020 года СГБ прекратила уголовные процессы, начатые по делу Вселатвийского родительского собрания. В СГБ вынуждены были констатировать, что, по мнению эксперта, заявления, указывающие на совершение уголовного преступления, не были выявлены.
Линдерман сообщал, что намерен потребовать компенсацию.