"Память о Холокосте и его историческое исследование — это наша моральная и политическая ответственность. Мы за это твердо выступаем как в собственном доме, так и на международном уровне. Память о трагедии Холокоста в Латвии всегда будет живой и не будет смыта безразличием", — заявила спикер Сейма Инара Мурниеце из Нацобъединения в канун Дня памяти жертв геноцида еврейского народа в Латвии.
По протоколу...
Все последние годы председатель Сейма 4 июля (в этом году 3 июля) отдает дань памяти жертвам Холокоста. Хотя, конечно, если учитывать общие идеологические установки ее партии, возникает своего рода когнитивный диссонанс.
Недавно один мой знакомый удивился, как это, мол, в государстве, где национализм и ксенофобия являются официальной идеологией, президентом мог стать представитель еврейской нации! Более того, его выдвигало на пост главы государства как раз Нацобъединение, а сам он является автором преамбулы к Конституции, закрепляющей на веки вечные примат латышской нации над всеми другими, населяющими страну.
Но не всем членам Нацобъединения по должности приходится быть политкорректными, как Мурниеце. Обычно не стесняется в выражениях ветеран партии Александрс Кирштейнс. Недавно он опубликовал у себя в соцсетях карту "расчлененки" - какой будет Россия, когда ее территории отойдут соседям. А днем позже комментировал заметку историка Эдгарса Энгизерса в социальной сети Twitter о том, что 4 июля 1941 года нацистские приспешники сожгли синагогу на улице Гоголя вместе с находившимися там людьми, в память о чем, собственно, его однопартиец - спикер Сейма и президент Левитс - возлагали цветы на месте преступления.
"Историк Андриевс Эзергайлис исследовал все доступные в послевоенные годы архивные документы и пришел к выводу, что там не был сожжен ни один человек", - утверждал депутат. Хотя в действительности известный историк Эзергайлис такого никогда не утверждал.
Напротив, в его книге говорится о сожжении заживо минимум 10 человек в синагоге на улице Гоголя. В донесении же шефа Полиции безопасности (SD) Остланда Валтера Шталекера подробно описываются акции по сожжению синагог и убийству еврейского населения уже в первые дни после нацистской оккупации Латвии и Риги, пишет газета "Сегодня". "Были сожжены синагоги и около 400 евреев убиты", — сообщает Шталекер, особо указывая на активную роль в Холокосте местных коллаборационистов.
Интересно, что Кирштейнс за свой антисемитизм еще в бытность членом Народной партии был смещен с должности председателя комиссии Сейма по иностранным делам. Согласитесь, это еще один диссонанс — как международной комиссией Сейма мог руководить человек, мечтающий о расчленении соседней огромной страны. Ему самому не страшно?
Неожиданные союзники
Развитием темы замалчивания и оправдания преступлений Холокоста в Латвии послужила недавняя статья президента России Владимира Путина в американском National Interest. Журналист Марис Антоневичс в Latvijas Avīze подвергает критике трактовку истории Второй мировой войны российским президентом. И берет себе в союзники (опять неожиданность) Литовское еврейское общество, которое на своей страничке в интернете опубликовало сообщение с заголовком: "Не говорите от нашего имени, господин президент России!".
В сообщении утверждается, что литовские евреи пострадали не только от нацистов, но и от режима советской власти. И что Путин "врет", что "оккупация" Литвы была проведена с соблюдением международного права того времени. Нет, это "был запланированный захват" независимого государства, "оккупация", "аннексия" и "попрание международного права".
Антоневичс ликует. Ведь обычно это Кремль привлекает к себе в союзники различные еврейские организации, борющиеся с возрождением нацизма.
Кощунственное сравнение
Не знаю, чем так разобидела советская власть руководство еврейской общины Литвы, оставим это на их собственной совести, объяснив сиюминутной конъюнктурой и плохой памятью. Но стоит напомнить, что в годы войны было уничтожено до 95—96 % евреев, проживавших в Литве. Существенную роль в геноциде сыграло содействие нацистам местного населения. После восстановления независимости Литвы тема Холокоста вообще и оценка деятельности коллаборационистов в частности является предметом ожесточенных дискуссий и официального неприятия.
К слову, в январе, выступая на форуме в Иерусалиме "Сохраняем память о Холокосте, боремся с антисемитизмом", Владимир Путин сказал: в Литве – уничтожено 220 тысяч человек. Это, обращаю ваше внимание, дорогие друзья, 95% довоенного еврейского населения этой страны. В Латвии – 77 тысяч и так далее. Холокост пережили лишь несколько сотен латышских евреев", – заявлял президент РФ.
А еще они требуют компенсации!
Обычно латвийские политики и журналисты вынуждены осторожничать, затрагивая тему Холокоста и еврейскую тему вообще. Слишком весомы позиции Израиля в мировой политике и слишком непримиримую политику он ведет против всяческих проявлений людоедского ревизионизма и оправдания чудовищных преступлений нацистов и их приспешников.
Но в нашем случае Антоневич то ли "попутал берега", то ли почувствовал, что нынче в мире творится такой бардак, что можно все, и позволил себе "наехать" на Латвийскую еврейскую общину. Он задает "неудобный вопрос": почему в вопросе об "оккупации Балтии" мы слышим голоса Литовской еврейской общины, но не мнения Латвийской еврейской общины и ее руководства? Или это не кажется им существенным?
Может быть, и кажется, попробуем предположить мы. Просто, возможно, гораздо более существенным в местной еврейской общине считают в критические моменты истории оставаться на одной стороне с теми, кто не пытается всеми возможными способами и средствами оправдать геноцид и преступления против человечества. Ничего личного, просто инстинкт самосохранения.
Между тем журналист переходит на личности: "Невольно перед глазами всплывает изображение руководителя организации (Латвийской еврейской общины – прим. автора) Аркадия Сухаренко, позирующего на каком-то организованном Кремлем мероприятии вместе с Путиным. Разве после этого еще найдется смелость что-то громко возразить российскому вранью"?
Наконец, Антоневичс напоминает еще об одном "страшном преступлении" Сухаренко и руководимой им общины перед Латвией. Это борьба за возвращение еврейской собственности и компенсации от Латвии в размере 40 миллионов евро.
А пока евреи Латвии получают от Латвии другую компенсацию. В виде протокольных цветов на месте несуществующей синагоги. Хотя многим в Латвии кажется, что и этого слишком много.