Как в Латвии придумали эмблему московской Олимпиады

Еще до начала Игр-1980 у Латвии появился свой первый чемпион – молодой художник из Резекне Владимир Арсентьев, ставший автором эмблемы московской Олимпиады
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА — Sputnik, Владислав Федотов. Авторство эмблемы XXII летних Олимпийских игр принадлежит художнику из Резекне Владимиру Арсентьеву. Именно его вариант в итоге был признан лучшим из более чем 26 тысяч эскизов.

Выбор эмблемы – дело непростое и долгое. Сам конкурс (причем открытый) был объявлен в мае 1975 года. Организаторы приглашали попробовать свои силы всех желающих (от профессионалов до любителей). В проекте эмблемы должны были присутствовать: олимпийские кольца, упоминание Москвы и года Олимпиады (1980), ну и требовалась лаконичность вкупе с четкой графикой, чтобы потом ее можно было использовать для изготовления значков, графических оттисков и для маркировки товарной продукции.

Как в Латвии придумали эмблему московской Олимпиады

Поначалу отклик оказался не таким активным, как хотелось бы. На конец лета оргкомитет "Олимпиада-80" получил всего полторы тысячи эскизов будущей эмблемы и ничего хорошего среди присланных работ не нашел. Тогда в сентябре 75-го издается указ о проведении закрытого конкурса на создание официальной эмблемы Игр, к которому подключаются члены Союза художников СССР. Среди десятка приглашенных к "закрытому мероприятию" претендентов двое представляли Латвию – Александр Станкевич и Гунарс Кирке. В течение месяца им надлежало представить на суд комиссии свои проекты. К удивлению жюри и этот смотр не принес результата, поэтому решено было "премию участникам не присуждать".

К февралю 1976 года готового решения по-прежнему не было. Тогда оргкомитет "Олимпиада-80" постановляет: отдать все на откуп одному из участников закрытого конкурса Валерию Акопову (ведущему художнику комбината "Промграфика"). Ему дают в подмогу еще двух дизайнеров Игоря Кравцова и Василия Дьяченко, после чего ставят перед ними задачу: отобрать несколько вариантов из присланных на конкурс эскизов и разработать в итоге официальную эмблему Игр-1980. За основу взяли работу 25-летнего художника из Резекне Владимира Арсентьева, которая изображала Спасскую башню Кремля из беговых дорожек.

Как в Латвии придумали эмблему московской Олимпиады

Спустя три месяца в печати появляется официальное сообщение: победителем Всесоюзного конкурса на официальную эмблему Игр-1980 объявлен Владимир Арсентьев. Свой эскиз он отправил в последний день конкурса (31 декабря 1975 года), и в итоге эта работа оказалась лучшей из более чем 26 тысяч присланных вариантов. География участников конкурса оказалась тоже широкой – там были авторы из СССР, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, ФРГ, Индии, Канады, Кубы и даже Мали.

В июле на 78-й сессии Международного олимпийского комитета в Монреале эмблема Арсентьева окончательно утверждается официальным логотипом московской Олимпиады-80.

К тому моменту Арсентьев, за плечами которого уже значилась служба в армии, оконченное Резекненское училище прикладного искусства и работа в качестве художника-оформителя на дистанции пути Резекне Прибалтийской железной дороги, решил податься в Москву и поступить в престижный МВХПУ. По воспоминаниями художника, о своей победе на конкурсе он узнал во время приемных экзаменов, которые, как утверждал, сдавал на общих основаниях. А Строгановка имела славу лучшего учебного заведения Советского Союза по подготовке графических дизайнеров. И Акопов с Дьяконовым, дорабатывавшие эмблему Арсентьева, к слову, являлись преподавателями этого учебного заведения.

Вот так еще до начала Игр-1980 у Латвии появился свой первый олимпийский чемпион – Владимир Арсентьев. За победу во Всесоюзном конкурсе ему была присвоена премия в 1000 рублей. Кстати, помимо работы художника из Резекне жюри отметило денежными призами еще трех участников – московского архитектора Виктора Пудакова (премия 500 руб), а также ленинградских художников Виталия Кубашевского и Эвелину Чернышову (250 руб на двоих). Еще пять человек были награждены поощрительными премиями в 100 рублей. В дальнейшем их работы также использовались на памятных значках, плакатах и сувенирной продукции, посвященной "Олимпиаде-80".

Как в Латвии придумали эмблему московской Олимпиады

P.S. Лет 15 назад появился еще один претендент на авторство московской олимпийской эмблемы — уроженец Генического района Украины, житель поселка Партизаны Виктор Никитченко. Он обвинил Владимира Арсентьева в плагиате, якобы художник из Латвии у него подсмотрел идею и в итоге реализовал ее. Что касается работы Никитченко, то, по его словам, он не успел тогда отправить свой эскиз на конкурс, а после объявления его итогов начал писать во все инстанции: в "Советский спорт", оргкомитет "Олимпиада-80", Генеральную прокуратуру СССР и даже лично Леониду Ильичу Брежневу. Впрочем, во все это мало верится (в первую очередь в плагиат), так что официальным автором логотипа XXII Олимпийских игр по-прежнему остается Арсентьев. Вот только больше ничего существенного, по признанию коллег, он с тех пор не создал.

О других славных страницах истории московской Олимпиады и о роли латвийцев в ней читайте в спецпроекте Sputnik.