РИГА, 4 июл — Sputnik, Владислав Федотов. Гарольд Блау родился 6 февраля 1885 года по новому стилю (в других источниках указывается 5 февраля) под Мадоной. Род Блау являлся довольно известным в Лифляндии. Его отец и дядя стали известными докторами, а еще один брат отца, Андрей, служил чиновником в Министерстве финансов России.
В начале прошлого века семейство Блау перебралось в Ригу. Гарольд окончил школу и поступил в Рижский политехнический институт на архитектурное отделение. Тогда же он увлекся стрельбой. В 1911-м Гарольд решает побороться за билет на Олимпиаду и едет на предолимпийский отбор в Санкт-Петербург, где выиграет "стрельбу по голубям", вскоре переименованную в стендовую стрельбу (трап).
Участие в Олимпиаде
Так Гарри стал одним из двухсот участников олимпийской российской команды, которая отправилась в июне 1912 года на V Олимпийские игры в Стокгольм. Кстати, сформирована она была довольно любопытно и главным образом из уроженцев прибалтийских губерний: Эстляндской, Лифляндской, а также столичного Санкт-Петербурга.
Достаточно сказать, что латыши составляли примерно седьмую часть сборной, в формирование которой тогда активно вмешалось военное министерство, протолкнувшее много людей в мундирах в состав олимпийской команды. Этим и объясняются неудачные итоги выступления российских спортсменов в Стокгольме.
Действительно, особых успехов представители России в столице Швеции не снискали, оставшись без единого золота. Причем спортсмены княжества Финляндского, входившего тогда в состав Российской империи, выступали отдельной командой и выиграли целых 9 золотых наград. Ну а российская команда ограничилась 2 серебряными и 3 бронзовыми медалями. Одну из наград в копилку положил как раз рижанин Блау.
Соревнования в индивидуальном трапе проходили в начале июля. Перед заключительным днем, 4 июля, Блау входил в десятку лучших. В последней стрельбе он промахнулся всего один раз, показав одинаковый результат с победителем соревнований американцем Джеймсом Грэхемом. По сумме трех дней Блау занял третье место! В истории российского стрелкового спорта это была первая олимпийская награда в индивидуальных соревнованиях.
Блау оказался далеко не единственным медалистом уроженцем Риги на этих Играх. Например, в парусном спорте российская яхта в классе "10 метров" заняла третье место и в ее составе доктор медицины и статский советник Иосиф Шомакер. Родился он действительно в Риге (в 1859 году), но к моменту стокгольмской Олимпиады давно уже проживал в Санкт-Петербурге.
Началась служба
Особых почестей за олимпийскую медаль Гарольд Блау не снискал. Все-таки награды этих соревнований ценились тогда вовсе не так, как сегодня. А вскоре началась служба: сперва в Санкт-Петербург, где Гарри получил должность архитектора в Управлении генерал-квартирмейстера Главного штаба Русской армии. Потом был откомандирован как инженер в Хельсинки, проработав там вплоть до лета 1917 года, оставшись в стороне от событий I Мировой войны.
Вернулся домой Блау уже в независимую Латвию, сумев избежать участия в водовороте революционных событий. Да, стрелок он был отличный, но воевать не любил и не хотел. Вообще, современники вспоминали Гарольда исключительно в положительных тонах, называя его джентльменом как на спортивной площадке, так и в жизни. Что примечательно, на соревнованиях Гарольд появлялся только в бабочке.
По возвращении домой он поселился в местечке Гауйиена (неподалеку от новой границы с Эстонией), где устроился на работу помощником инспектора Дорожного и строительного управления Латвийских железных дорог. В 1920-м получил паспорт новой республики, в котором записан как Харальдс Блау, и перебирался в Ригу уже с женой Эльзой. В столице устроился в страховое общество «Латвия» и начал понемногу снова участвовать в соревнованиях.
Стрелковый спорт – довольно дорогое удовольствие и тогда, и сейчас. В то время один патрон стоил 30 сантимов. Обычно Блау выстреливал за одни соревнования от 45 до 135 латов при средней зарплате для специалиста его уровня в 150 латов/месяц. Но семейное положение Блау было достаточно крепким. Его жена Эльза, получившая прекрасное образование в Сорбоне и отлично владевшая помимо латышского еще немецким, русским, английским и французским языками, устроилась на хорошую работу в посольстве Румынии в Латвии. Опять же, у Гарольда имелось прибыльное хобби: он разводил охотничьих собак и продавал их за границу, а также преподавал строительное дело в Рижском государственном техникуме, одновременно не забывая про основную работу архитектора.
Тем не менее, на первую для независимой Латвии Олимпиаду (1924 год в Париже) Блау не поехал по "организационным причинам". Почему-то спортивная комиссия, занимавшаяся этим вопросом, спохватилась очень поздно, когда выяснилось, что отправление одного стрелка во Францию обойдется порядка 1000 латов. Сумасшедшие по тем временам деньги. Короче, Олимпиада для Блау прошла мимо. Хотя он и пребывал в хорошей спортивной форме.
Теннис и фигурное катание
Помимо стрелкового спорта, где Блау в период 20-30-х годов семь раз становился чемпионом Латвии (абсолютный рекорд), он увлекался и другими видами спорта. Гарри недурно играл в теннис и трижды становился мастером (чемпионом) республики по фигурному катанию (в "школе"). Именно увлечение коньками впоследствии повлияло на здоровье этого человека, но проблема обнаружилась много позже. Впоследствии он еще учредил свой Кубок для фигуристов и часто присутствовал на соревнованиях в качестве судьи. Также входил во многие советы спортивных латвийских организаций, поэтому неудивительно, когда в честь 15-летия провозглашения независимости республики (1933 год) Гарольд Блау был удостоен награды "За заслуги".
В 1935 году Блау издал долго готовившуюся книгу "Искусство стрельбы из ружья", в которой щедро поделился всем накопленным опытом и знаниями по части охоты и стендовой стрельбы. Тогда же ему удалось достичь великолепного результата в своем любимом трапе – 99 очков из 100. И тем не менее на берлинскую Олимпиаду-1936 он снова не поехал. Последним крупным турниром, на который отправился Гарольд Блау, стал чемпионат мира в Хельсинки летом 1937 года, где из 300 возможных он выбил 276 мишеней и занял 25-е место в конкуренции 54 участников. В 1938-м он в последний раз выиграл чемпионат Латвии "по голубям", после чего пропал из поля зрения прессы, покончив еще и с преподавательской деятельностью.
Приближалась II Мировая. Гитлер бросил клич к балтийским немцам возвращаться на историческую родину. В конце 1939 года согласно Программе репатриации прибалтийских немцев, к коим Блау себя тоже относил (по матери), Латвию покинули почти 50 тысяч человек. Оставаться в Латвии казалось бессмысленным делом: местная пропаганда дала четко понять, что времена немцев на латвийской земле закончились. Ликвидации подлежали все немецкие церковные приходы и школы, богослужения на немецком запрещались вплоть до уголовного наказания, латышам с немецкими фамилиями рекомендовалось сменить их. Впрочем, пройдет всего полтора года и немцы вернулись, но уже с оружием в руках...
Блау уехал в Германию с семьей (женой, сыном, дочкой и мамой). Уже к тому времени он выглядел очень истощенным и практически на новом месте жительства (в Аугсбурге) в основном боролся с болезнью легких, которую запустил еще в Латвии. Скончался Гарольд 4 июня 1945 года, спустя месяц с небольшим после освобождения Аугсбурга союзниками.
В Латвии в память о Гарольде Блау – первом олимпийском призере земли латвийской по адресу Рига, улица Баложу, 14, установлена памятная доска. В этом доме Блау и его семья жили с 1932 года вплоть до репатриации.