Рига, которую мы потеряли: взлет и упадок семей Шварц и Юргенсон

Сейчас на этом месте стоит "Макдоналдс", а когда-то посетителей здесь встречал аромат изысканных блюд и дорогих сигар; отвлекитесь от будничных забот и вчитайтесь в историю одного из символов Риги первой половины прошлого века - ресторана "Отто Шварц"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 мая — Sputnik. Андрей Татарчук. Первая половина прошлого века пронеслась по Прибалтике, словно буря, сметающая на своем пути многое из прошлой жизни. Таких циклов до наступления мирного советского послевоенного времени было несколько, и каждый раз перемены ломали старый уклад. Менялись названия улиц, на месте памятников ушедшей эпохи росли новые, закрывались и открывались различные заведения. О том, как менялась Рига, Sputnik рассказал известный рижский филокартист и писатель-историк Илья Дименштейн.

Чайные, трактиры, кафе, рестораны вдоль всей Александровской улицы, длиннейшей и главной, - это приметы прекрасной эпохи начала заката Российской империи. Столица Лифляндии, губернский город Рига населяли богатые остзейские немцы, русские, сильные своим купеческим духом, латыши, евреи и другие народы балтийской столицы.

В здании гостиницы "Рим" на углу Бастионного бульвара и Известковой улицы, ныне Калькю, принимал гостей знаменитый во всей России и за ее пределами ресторан "Отто Шварц" рижского купца второй гильдии. Это было 132 года назад. Купец Шварц был гением маркетинга, как сказали бы сейчас, и его заведение получило славу лучших "винных и устричных комнат" в Риге, а почитай, и во всех прибалтийских губерниях.

Рига, которую мы потеряли: взлет и упадок семей Шварц и Юргенсон

Для удовольствия публики высшего класса!

Этот ресторан был "для удовольствия публики высшего класса", так звучало в рекламе. Он был, почти как знаменитый петербургский "Доминик" на набережной реки Мойки, 24. Другой пример - московский "Эрмитаж" на углу Петровского бульвара и Трубной площади, который открыли еще в середине XIX века на паях купец Яков Пегов и французский кулинар Люсьен Оливье - автор одноименного салата.

В рижском "Отто Шварце" был собственный шарм, помноженный на изысканное меню и вышколенную прислугу. Там подавали гаванские сигары к кофе и живых устриц во льду, а половой обижался, получая на чай меньше серебряного двугривенного.

В коллекции Дименштейна есть несколько открыток с видом этого заведения - таких карточек было много отпечатано самим Шварцем. Посетители за несколько копеек покупали почтовые открытки с видом на ресторан и убегающую к городской ратуше улицу Известковую и тут же за столом могли черкнуть несколько строк семье или друзьям.

Рига, которую мы потеряли: взлет и упадок семей Шварц и Юргенсон

Ресторан занимал первые два этажа здания, внизу - буфет, вверху - общий зал и несколько отдельных кабинетов. Массивная мебель, обитая кожей, витражи, зеркала и картины, печи модной рижской фирмы Zelm&Boem и сервизы рижской Кузнецовской фарфоровой фабрики, тщательнейшие закупки на рижском рынке отборных продуктов определяли имперский уровень и моду на заведение.

Конечно, не всегда публика вела себя прилично. Кражи посуды достигли таких размеров, что, заказывая на заводе новую партию фарфора, владелец попросил поставить на ней дополнительное клеймо: "Украдено у Отто Шварца". Но воровать фарфор стали еще больше!

Шварц умер в 1902 году, перенявшая его дело вдова Амалия Элоиза Доротея Шварц накопила долги и три года спустя была вынуждена продать заведение под угрозой банкротства. А купили знаменитое место ресторатор Кристиан Юргенсон и его супруга Дора, при которых ресторан два раза почти полностью менял обстановку и один раз на долгое время, в 1915-1921 годах, был закрыт по понятным причинам. Смуту революции и гражданской войны в Лифляндии Юргенсоны переждали, как ни странно, в России.

Рига, которую мы потеряли: взлет и упадок семей Шварц и Юргенсон

Вернулись назад только 14 августа 1921 года, уже после отмены военного положения, и уже в Латвийской Республике супруги открыли акционерное общество Ch. Jürgenson - Otto Schwarz. Они обставили заведение мебелью из Парижа и Брабанта, а также впервые в Риге получили права на эксклюзивную дистрибуцию крымских вин с завода в Массандре. В большом зале регулярно проводились музыкальные вечера.

Позже, в связи с набиравшей обороты антиалкогольной пропагандой 30-х, в меню были включены и пользовались спросом минеральные воды "Маттони", "Ессентуки" и "Нарзан". Хотя сложно предположить, что тетеревиное кассуле и другие блюда высокой кухни сочетаются с минводами так же органично, как с мозельскими или бордоскими апелясьонами.

"Юргенсоны были латышами: он - из Ауце, она - из Кекавы, и они добились большого успеха! - говорит Диментштейн. - Не знаю, например, если сегодня сеть "Лидо" Гунара Кирсонса - визитная карточка Риги и Латвии, тогда все было не настолько либерально. Это была великая ресторанная эпоха".

Эхо былого величия

Рейнские вина, гаванские сигары, устрицы, крабы и каспийская икра вернулись в меню после шести лет революционной смуты, что сразу пришлось по вкусу новой рижской богеме. Кухня знаменитого ресторана услаждала любой вкус - от рюмки водки и бутерброда с селедкой, простых борщей до строгонофф из раковых шеек, кавказских шашлыков и телячьих почек, от даугавского лосося до мяса оленей, куропаток и тетеревов. В 1930-х годах на обложке меню ресторана изображалась карта регионов поставок - сахар поставлялся с фабрик в Лиепае, Елгаве и Екабпилсе, а соленые огурцы - из Даугавпилса. Молоко привозили из Видземе, яблоки из Латгалии, грибы - из Земгале, а из Курземе поставлялся картофель и сабильский виноград. С Рижского взморья привозили свежую рыбу, а из Асари в Юрмале поставляли клубнику. Все составляющие успеха лучшей ресторации Риги, как при жизни купца Отто Шварца!

Депутаты первого Сейма ЛР отмечали здесь признание республики 26 января 1921 года. Юргенсоны обслуживали все правительственные банкеты в Рижском замке, кухню "Отто Шварца" отведали президенты Литвы, Эстонии и Финляндии, шведский король Густав V и будущий Папа Римский Пий XI.

Напротив "Отто Шварца", сразу на противоположной стороне улицы, Юргенсоны открыли еще одно заведение - Café de l'Opera.

Рига, которую мы потеряли: взлет и упадок семей Шварц и Юргенсон

К слову, рижский Немецкий театр к тому времени уже переименовали в Латвийскую национальную (хотя остзейских немцев из Латвии выдавят только в 1938 году). Оперное кафе на втором этаже здания на Калькю сразу стало модным заведением. Там играл бэнд Бруно Чунчина, туда захаживали выпить чашечку кофе или рюмку коньяку автор памятника Свободы и мемориала Братского кладбища Карлис Зале, богемная художница Александра Бельцова, писатели Карлис Скалбе и Янис Акуратерс. Как вспоминает историк, там же заключались коммерческие сделки.

"Это кафе было черной биржей Риги - если официальные сделки на Рижской бирже облагались налогами, то в кафе "У Оперы" дельцы просто стукали по рукам или делили прибыль.

К тому времени Юргенсоны начали производить собственный тминный ликер "Аллажский киммель" и экспортировать его за пределы Латвии - по слухам, даже в парламент Великобритании. Были известны латвийские ягодные вина Юргенсонов", - говорит Дименштейн.

Рига, которую мы потеряли: взлет и упадок семей Шварц и Юргенсон

Безусловно, золотое время довоенной Латвии оказалось почти таким же коротким, как и взлет столицы Лифляндии в начале прошлого века перед Первой мировой войной. Умер Кристиан Юргенсон, потом ушла его жена Дора. Знаменитые заведения не смогли существовать без надежной руки собственников.

При германской оккупации, судя по рекламным объявлениям в латвийских газетах и журналах, часть ресторанов и кафе в Риге продолжали работать, потому что солдаты и офицеры вермахта и частей СС любили сходить на киносеанс в "Сплендид Палас" или посидеть с симпатичной местной фройляйн в кафе одном из кафе в Старом городе или вдоль по Гитлерштрассе. Но это был уже не бизнес: продуктов и качества сервиса, как при прежних хозяевах, в Риге уже не осталось.

Наверное, вы знаете, что находится сейчас на месте "Отто Шварца", в самом начале пешеходной Калькю. Разумеется, тоже ресторан. Во время войны этот квартал сильно пострадал от немецких артиллерийских обстрелов, и отель Roma напротив не является свидетелем всей этой истории. В этой гостинице на верхних этажах сравнительно недавно также открылся ресторан - конечно, это тоже "Отто Шварц".

А на историческом месте с начала 1990-х арендатором помещений является первый латвийский "Макдоналдс", занявший оба этажа здания. Даже вход сейчас прежний - с угла по бульвару Бастея. Суть - другая. Не критикуя демократизм и калорийность размороженной котлеты, зажатой между двух булок, мы сожалеем о потере тетеревов, куропаток и кассуле из благородного оленя, рецепт приготовления которых забыт большинством современных рестораторов.

Рига, которую мы потеряли: взлет и упадок семей Шварц и Юргенсон

Коллекция открыток рижанина Ильи Дименштейна, кроме собственно исторической и филокартической ценности, по сути - экскурсионная. Вместе с коллекционером мы по лифляндским улицам Александровская и Романовская узнали историю и судьбу курортов Рижского взморья, памятников и зданий, триумфальных арок и Колонны победы в Отечественной войне 1812 года, установленной напротив Рижского замка в 1818 году. Александрийский столп в Санкт-Петербурге дает примерное представление, какой она была, разумеется, с поправкой на масштабы и разницу в архитектурных деталях. Сравните фотографии - тогда и теперь.

События, которые рассказывают старые почтовые открытки, настолько интересны, что скоро мы к ним еще раз вернемся вместе с вами.