РИГА, 25 мая — Sputnik, Денис Бартецкий. Примерно три года назад аналогичным образом я проверял принципы Имантса Парадниекса. Тогда националисты предложили поправки к закону о труде, согласно которым работник при выполнении обязанностей имеет право общаться с жителями Латвии только на государственном языке.
Не секрет, что Парадниекс тесно связан с салоном каминов AGNI (по документам владельцем салона является его сын). Пришли в магазин под видом людей, которые очень хотят купить дорогущий камин. Начали разговор с консультантом — по-русски, разумеется. Но отвечали нам исключительно на латышском. Однако все принципы улетучились в один миг — как только мы обозначили сумму, которую предполагаем потратить, консультант перешел на добротную русскую речь.
В случае в рестораном Kūriņš все началось с моего комментария в сообществе Kur paēst?/Где поесть? к посту про отказ владельца заведения обслуживать в День Победы людей с георгиевскими ленточками. Я написал, что неплохо бы проверить принципы Абелитиса. Заказать заранее столик и явиться туда с георгиевской ленточкой на груди. В итоге участники сообщества пожелали профинансировать эксперимент.
По пути, на ходу я крепко пришиваю георгиевскую ленточку к футболке. Не снимая, прямо на себе пришиваю. Захочешь — не сорвешь, не сорвут. Едем в Юрмалу, в скандально известный ресторан Kūriņš. Тот самый, где 9 мая фактический хозяин заведения — Арнис Абелитис — отказался обслуживать русских посетителей с георгиевскими ленточками. Из политических соображений, как он сам признал.
Больше всего в этой истории меня задевает, что человек, считающий себя хозяином заведения, может публично унизить людей, своих гостей. Унизить, пользуясь своей безнаказанностью, родными стенами. Да, я считаю, что отказ в обслуживании и просьба покинуть ресторан — это унижение. Строить из себя короля-распорядителя в заведомо выигрышной ситуации — это мелко. Мелко, Хоботов. Хоботовс. Абелитис.
Заранее позвонили в Kūriņš, за несколько дней до. Заказали столик. На воскресенье, полдень. Определились с меню: пару салатов, свиная рулька, две чашки черного кофе. Нам пояснили, что в связи с чрезвычайной ситуацией меню сейчас в урезанном варианте — рульки нет. Но для нас они ее специально приготовят. Вообще Kūriņš — это никакой не ресторан, конечно. Kūriņš — это кабак, krogs по-латышски. Просто сейчас все привыкли любой общепит называть рестораном. К двенадцати мы уже были на месте. Ничем не приметный перекресток неасфальтированных дорог. Ставим машину, а вот и вход в заведение.
Встречают. Георгиевская ленточка чуть колышется у меня на груди. Поясняем, что заказывали столик. Присаживаемся. У нас любезно уточняют меню, приносят кофе. Затем, спустя пару минут, салаты. С языком и с лососем. Пробуем. Это не самая вкусная еда. Нечто среднее. Ехать ради гастрономических удовольствий точно не стоит. Обычно такую еду почему-то называют "домашняя". Порции очень большие. Одним блюдом, например, тем же салатом может наесться взрослый мужчина. Никто не обращает внимания на георгиевскую ленточку. Нет даже никакой напряженности. Персонал вежлив и корректен.
Приносят специально для нас приготовленную свиную рульку. Громадное блюдо. Даже для двоих много. Две рульки, вареный картофель, тушеная кислая капуста, свежие овощи, соленья, соус. По вкусу тоже средне. Как и салаты. Ни плохо, ни хорошо. После такой еды не чувствуешь особого удовлетворения, но и обманутым себя не чувствуешь, она стоит тех денег, что за нее просят. За рульку — семнадцать евро. Салаты — пять пятьдесят и семь пятьдесят. Кофе по евро восемьдесят за чашку. Большую часть из заказанного мы просто не осилили, оставили.
Просим счет. "Карточкой? Не могли бы подойти тогда к стойке?" — говорит мне работница ресторана. Общение со стороны персонала происходит на латышском. С нашей — на двух языках. Подхожу. Расплачиваюсь. Георгиевская ленточка прямо перед глазами у персонала. Его, кстати, довольно много для такого небольшого заведения — человек пять точно. Ноль эмоций. Даже косых взглядов не наблюдается. В ресторане аншлаг. Несмотря на пасмурную погоду и периодический дождь. Мы выходим из Kūriņš спустя час, смотрим на море — из ресторана есть выход прямиком на пляж. Снова начинает накрапывать дождь, мы прыгаем в машину и уезжаем. Все.
Вы можете расценить это посещение Kūriņš как троллинг, как провокацию, но это не совсем так. Моя цель — попытаться поставить точку в этом вопросе, в споре правомерностей, в споре — чье частное право главнее, важнее. Если бы меня отказались обслуживать, я бы отправился прямиком в суд. И либо суд признает это дискриминацией по политическому признаку, либо обязует предпринимателя вешать табличку о запрете посещения заведения людям с георгиевской ленточкой. Меня бы устроил любой из вариантов. Просто хочу, чтобы посетителям были понятны правила игры еще до того, как они зашли в заведение. Я вообще не особый сторонник лент. Что георгиевских, что стилизованных под латвийский флаг. Для меня это все цветовая дифференциация штанов, Данелия отдыхает. Но и никакой крамолы в ленточках не вижу. Тем более — все, что не запрещено, то разрешено.
Поясняя мотивы отказа обслуживать гостей с георгиевскими ленточками, фактический владелец заведения Артис Абелитис указал, что ассоциирует данную символику с "милитаристами, которые оккупировали Крым и начали войну в Донбассе", ассоциирует с "агрессорами, сепаратистами и террористами". Не буду сейчас акцентировать внимание на том, что слишком часто латышские патриоты переживают за другие страны, но почему-то не за свою. Просто скажу, что у разных людей — разные ассоциации. Убежден, у гостей, которые пришли в ресторан в День Победы они совершенно иные. Почему ассоциации Абелитиса должны считаться более правильными, нежели ассоциации других, непонятно.
Один из депутатов правящей коалиции — Райвис Дзинтарс — поставил в пример поступок Абелитиса, то есть призвал и других предпринимателей дискриминировать клиентов по политическому признаку. Он не учел, что это может обернуться и против него самого. Ведь так мы можем дойти до ситуации, когда, например, в Maxima перестанут обслуживать сторонников "Согласия", в Rimi — приверженцев Visu Latvijai!, а Раймонд Паулс будет выгонять со своих концертов симпатизирующих Бондарсу.
На этот раз георгиевская лента не помешала персоналу Kūriņš обслужить нас по высшему разряду. Возможно, это произошло из-за того, что люди, которых отказались обслужить 9 мая, подали заявление в полицию, прокуратуру, написали омбудсмену. Возможно, что всплыли, как пишут СМИ, манипуляции владельца кафе с финансовой отчетностью и, образно говоря, финансированием заведения прямо из "касс Кремля". А может, банально из-за того, что заведение не хотело терять деньги — блюда для нас были приготовлены заранее, под конкретное время. Много этих "возможно".
Был ли поступок Абелитиса намеренным плевком в людей, которые считают День Победы своим праздником? А может, у Абелитиса был до этого некий личный конфликт с этими людьми, а ленточка — это всего лишь удобный повод? И опять возникает это "возможно". Хотя я склоняюсь к совершенно иной версии. Уважаемые латышские патриоты, вас просто развели. Развели на ваши же чувства. Вы думали, что это патриотизм, а это всего лишь маркетинг. Это всего лишь прикрытие личных интересов. Как по этому поводу сказал бы доктор Самуэль Джонсон: "Патриотизм — последнее прибежище негодяя".
Возвращаясь домой, мну в руках чек из ресторана. Двадцать четыре евро, шестьдесят центов. Двадцать четыре… Не может быть такого. Не может. Смотрю в прейскурант меню на сайте заведения, щелкаю калькулятором на телефоне, подсчитываю. Точно, пробили на девять евро меньше. Забавно. Пришел в Kūriņš с георгиевской ленточкой — получил скидку почти 30%.