Разрушение фюзеляжа в воздухе, повышенная уязвимость перед авиацией противника и низкая боевая эффективность — в США признали очередную недоработку в истребителях пятого поколения F-35 Lightning II. Выяснилось, что самые продвинутые американские самолеты не могут летать со сверхзвуковой скоростью, отмечает автор РИА Новости Николай Протопопов. Кардинальных мер Пентагон пока не принял, ограничившись запретом слишком разгонять F-35.
"Серьезное преимущество"
Хотя официально проблему признали только сейчас, о ней стало известно еще в 2019-м: самолеты F-35B с вертикальным взлетом и посадкой и их палубные версии F-35C не поддерживали устойчивый полет в сверхзвуковом режиме. Специалисты спрогнозировали, что возникающая нагрузка не только разрушит обшивку и другие части корпуса, но и выведет из строя антенны, размещенные в задней части истребителя.
Пентагон закрыл этот больной вопрос пометкой "нет планов по исправлению". Неудивительно: в условиях серийного производства устранение такого критического недостатка потребует огромных финансовых вложений — в частности, в разработку и летные испытания новых материалов обшивки планера.
Американские генералы подсчитали издержки, поразмыслили и просто изменили тактику применения новых машин, ограничив время высокоскоростного полета до минимума. По сути, это означает только одно: самый современный истребитель, которым гордятся ВВС США, лишился одного из главных преимуществ — возможности сверхзвукового перехвата воздушных целей.
Тем не менее в Пентагоне не унывают и уверяют, что сверхзвук для F-35 не так уж и важен. К примеру, отставной летчик и аналитик Гудзонского института стратегических исследований Брайан Кларк считает: ограничение времени полета на высоких скоростях, наоборот, станет для "тридцать пятых" серьезным тактическим преимуществом.
Недоделанные "невидимки": F-35 в Балтии поставили непосильную задачу >>
По его словам, слишком быстрый полет делает самолет заметным на радарах противника. Кроме того, теперь не потребуется сжигать тонны керосина на форсаже, дальность полета значительно увеличится. А нехватка скорости компенсируется тем, что истребитель уничтожит противника до того, как будет обнаружен.
Впрочем, есть и другое мнение. Эксперты Defense News уверены: ограничение сверхзвука грозит смертельной опасностью пилотам F-35 в потенциальном ближнем бою. Вспоминают войну во Вьетнаме: тогда американцы сделали ставку на ракеты "воздух-воздух", отодвинув на второй план авиационные пушки. И боевые потери резко увеличились.
Тактический козырь
Как объяснил заслуженный военный летчик России Владимир Попов, способность поддерживать устойчивый полет на сверхзвуке — одна из важнейших характеристик современного истребителя. Без этого эффективный перехват воздушных целей просто невозможен.
"Если же в атаках израсходован весь боекомплект, значение самолета как боевой единицы стремится к нулю, — добавил эксперт. — В этом случае главная задача летчика — оторваться от преследования и совершить безопасную посадку на своем аэродроме. Если есть сверхзвуковой режим, сделать это гораздо проще".
Кроме того, сверхзвук позволяет быстро преодолевать сектор действия вражеской ПВО и на короткое время входить в зону ответственности противника для разведки.
"Американцы изготовили довольно много "тридцать пятых", но до ума самолет не довели, — отметил Попов. — Существует понятие "ресурсные испытания", когда недостатки выявляют постепенно. Время показало, что в угоду малой заметности и небольшого веса конструкторы пожертвовали прочностью".
Попов напомнил, что ранее главным ударным самолетом ВВС США был F-22 Raptor. "Но он получился дорогим, крупным, сложным в обслуживании, — добавил специалист. — Захотели сделать более эффективную машину. Но вышло то, что вышло: F-35 оказался не всережимным".
Сырой товар
Впрочем, несмотря на множество недостатков F-35, американцы активно продают его своим союзникам. По словам профессора Академии военных наук, политолога Сергея Судакова, 2019-й стал годом особенно массированной и агрессивной рекламы этого истребителя с колоссальным бюджетом.
"В США заверяют, что F-35 — самый современный летательный аппарат, — рассказывает Судаков. — Его позиционируют как полноценное пятое поколение. На самом деле это крайне сырая, недоработанная машина, и нет оснований говорить о каком-то прорыве в военной авиации. Тем не менее путем шантажа и запугивания США заставляли партнеров покупать "тридцать пятые". Например, несколько десятков истребителей навязали Польше, которая совсем не горела желанием их приобрести".
Американские "невидимки" F-35 в Польше: в чем угроза соседям >>
По словам Судакова, развеян еще один миф Пентагона — о том, что этот истребитель станет "убийцей" российского ЗРК С-400 "Триумф". Ведь чтобы уйти от ракеты трехсотого или четырехсотого комплекса, самолету обязательно нужен сверхзвук.
По мнению эксперта, американцам давно пора отозвать с рынка все машины.
"Иначе получается подлог, так как заявленные характеристики не отвечают реальным, — отмечает Судаков. — Но, полагаю, США на это не пойдут. Максимум, чего можно ждать, — ограниченного признания конструктивных недоработок".
"В Вашингтоне понимают, что отзыв повлечет цепную реакцию по другим типам проданных вооружений. Уверен, что в ближайшее время Соединенные Штаты усилят шантаж и давление на союзников и заставят сохранить действующие контракты", - добавил эксперт.
Напомним, F-35 Lightning II эксплуатируется в США с 2015-го. Существуют три модификации истребителя: обычный, с укороченным взлетом и посадкой, а также палубный. Стоимость программы F-35 признана одной из самых дорогих в истории авиастроения — на нее уже потратили около 1,3 триллиона долларов.