"Удаленная месса - как резиновая женщина": в Лиепае провели тайную пасхальную службу

Несмотря на запрет публичных богослужений, на пасхальной мессе в церкви Святой Анны собралось полсотни прихожан, в том числе мэр, который считает, что общая молитва — лучшее оружие против коронавируса
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 17 апр — Sputnik. Вегетарианская колбаса, безалкогольное пиво или резиновая женщина — так пастор лиепайской церкви Святой Анны Янис Битанс описывает дистанционное богослужение, цитируя одного из своих коллег. Лиепайчане подозревают, что в нарушение запрета собраний в период чрезвычайной ситуации приход Святой Анны тайно продолжает организовывать очные мессы, называя их молитвами, на которые как бы случайно собрались члены общины, сообщает Латвийское радио.

Эту церковь посещают руководство города и представители местной интеллигенции, поэтому ходят слухи, что службы под покровом ночи происходят при поддержке местной власти. Полиция разводит руками, потому что во время проверок двери церкви закрыты.

Хотя в государстве объявлен режим чрезвычайной ситуации из-за эпидемии коронавируса и публичные богослужения запрещены, церкви не закрыты для индивидуальных посетителей. Рекомендовано, чтобы в церкви одновременно находились не более 25 человек, и они должны соблюдать дистанцию два метра.

Вызова не было

Подозрения местных жителей по поводу подпольных служб подтвердились на Пасху — в распоряжение местной газеты Kurzemes Vārds попало видео, на котором церковь под покровом ночи покидают примерно 45 человек, а в окнах на просвет видны еще пятеро.

Нас могут ждать неприятные сюрпризы: латвийцев призвали сохранять дистанцию

Как рассказала представитель местной полиции Мадара Шершнева, вызовов в церковь Святой Анны в тот вечер не поступало.

В субботу, 11 апреля, в полицию по поводу церкви обращались.

"Мы обследовали конкретную церковь в 21:25 и 21:42, но ворота были закрыты. Заодно проверили еще две церкви, там тоже ворота были закрыты. (…) Мы не попали внутрь церкви, чтобы проверить упомянутый факт. У нас нет права взламывать двери и проникать внутрь. У нас нет оснований там что-то взамывать", - объяснил полицейский Каспарс Варпиньш.

В лиепайской церкви Святой Анны и целом ряде других приходов служит священник Янис Битанс. Он признал, что пасхальные службы проводились, а двери церкви были закрыты, чтобы верующих не собралось слишком много.

"Да, были богослужения, обычно они большие, потому что люди приходят туда по инерции. Мы закрылись в узком кругу. Ограничения пасхального времени, которых мы придерживаемся, - это 25 человек, не больше", - рассказал Битанс.

Он знает, что собрания запрещены.

"Но поймите одну вещь — церковь фактически стоит открытой, ни одного человека не выгоняют, когда он приходит. Но служб, на которые община собиралась бы по приглашению, не происходит", - отметил священник.

Тех, кто уже помолился, просят уйти. Церковь устроена так, что в одну дверь можно войти, а в другую выйти.

В записи в соцсетях Битанс сравнил удаленную службу с безалкогольным пивом или резиновой женщиной. Журналистам священник объяснил, что это анекдот, который он услышал от одного из коллег. Он добавил, что люди не слишком привыкли к дистанционным богослужениям.

На службе был мэр

Лютеранская церковь Святой Анны — самая старая в Лиепае, и многие жители называют ее самой престижной. В общину входят руководство местной думы, полицейские, юристы, нотариусы, местная интеллигенция. На сайте прихода говорится, что в общине зарегистрирован 431 человек, но каждую воскресную службу посещают 250—300 прихожан.

Люди уехали, заводы закрылись: экс-депутат Лиепайской думы о том, как "вляпалась" Латвия

На пасхальной службе присутствовал и мэр Лиепаи Янис Вилнитис из Латвийского объединения регионов. Он отказался обсуждать этот вопрос с Латвийским радио, написав только СМС: "Мои молитвы Господу носят частный характер, я прошу его за лиепайчан, Лиепаю и государство в период этой пандемии".

Ранее он обсудил этот случай с газетой Kurzemes Vārds, признав, что на службе присутствовали примерно пятьдесят прихожан. Мэр процитировал Библию, напомнив, что зло отступает перед постом и молитвой. Поэтому, по логике Вилнитиса, общая молитва — лучшее оружие, чтобы побороть вирус.

Журналистке грозят карой Божьей

А церковь злом посчитала саму публикацию Kurzemes Vārds о тайных службах. Священник заявил журналистке Норе Дрике, что ее деяние не останется без Божьего наказания.

Штрафы увеличили, на нарушителей завели дела: в Латвии борются с COVID-19

"Пастор был очень зол. Упрекнул нас, что мы выполнили какой-то заказ, разделили общество, сотворили зло. Много комментариев, что в это время жизнь для всех очень тяжела и надо объединяться… Возможно, это что-то близкое к угрозам. Печально, что люди, которые в известной мере являются общественными лидерами, не осознают своих действий перед лицом закона и общества", - заявила Дрике.

Потом пастор прислал журналистке приглашение вступить в группу общины в Facebook, а в редакцию направил поздравление с Пасхой. Свою запись со сравнением удаленных богослужений с резиновыми женщинами и безалкогольным пивом он удалил.

По состоянию на 17 апреля в Лиепае подтверждено 19 случаев заболевания COVID-19.

За несоблюдение ограничений в рамках режима ЧС юридическому лицу может грозить штраф до 5000 евро.