РИГА, 16 апр — Sputnik, Андрей Солопенко. Два года назад Служба госбезопасности Латвии завела уголовное дело по возможным нарушениям закона на Вселатвийском родительском собрании, которое прошло 31 марта 2018 года в одной из рижских гостиниц.
Теперь спецслужба прекратила дело из-за отсутствия состава преступления, показав этим свою полную некомпетентность.
Мелкая пакость СГБ
Вселатвийское родительское собрание, организованное Штабом защиты русских школ, было посвящено борьбе против полного перевода средних школ на латышский язык обучения. На нем присутствовало около тысячи человек из разных городов Латвии, а несколько десятков из них выступили с речами, в которых обосновывали свою позицию. Одной из выступающих была мама троих детей из Даугавпилса Евгения Крюкова, ярко и эмоционально рассказавшая о том, какие трудности испытывала ее средняя дочь — первоклассница, которой из-за непомерной нагрузки, вызванной латышским языком, даже прописали успокоительные.
Крюкова призывала людей выходить на митинги и бойкотировать школы, чтобы не допустить обучения детей нацменьшинств только на латышском языке. Служба госбезопасности усмотрела в ее словах возможное нарушение закона и завела против нее уголовное дело.
Как рассказала Крюкова: "Видимо, они считали, что я хотела каким-то образом устроить какой-то террористический акт, чтобы блокировать работу школ. Но ничего такого я не говорила, а СГБ просто пыталась все вывернуть и показать, что митинги — это что-то незаконное, хотя это абсолютно законное действие".
В том, что ничего противозаконного Крюкова не делала, убедились и сами следователи спецслужб, не найдя в ее действиях состава преступления и прекратив дело, о чем ей было сообщено в соответствующем письме. Однако эта официальная бумага вызвала у нее удивление, ведь оказалось, что ей могли быть инкриминированы в том числе действия и призывы, направленные против государства.
"Когда меня допрашивали, в бумагах я видела лишь одну статью – "хулиганство", но оказалось, что меня подозревали по очень серьезным статьям, и мне могло грозить до восьми лет", – отметила она.
По ее словам, столь громкие обвинения просто показывали желание следователей доставить ей неприятности, но она особо не беспокоилась об этом, так как точно знала, что обвинить ее не в чем.
"Я понимала, что в итоге там ничего не выйдет, ведь это же полная ерунда. Я относилась к действиям СГБ как к глупым, мелким пакостям, которые направлены на то, чтобы доставить мне некоторые неприятности. Но никаких серьезных последствий, выдвижения обвинения или суда я не ожидала, ведь видно же, что все их дело было шито белыми нитками и в итоге развалится", – подчеркнула Крюкова.
Спецслужбы облажались
Действительно, не только Крюковой, но и многим другим выступавшим на Вселатвийском родительском собрании, на которых Служба госбезопасности пыталась завести уголовное дело, пришло подобное письмо, что дело закрыто за отсутствием состава преступления. В связи с этим известный правозащитник Владимир Бузаев высказался предельно доходчиво, заявив, что таким письмом спецслужбы "честно признались, что они облажались", раз не смогли найти доказательств, чтобы передать дело в прокуратуру.
"Судя по одному из тех писем, ясно, что СГБ проводила экспертизы высказываний фигурантов дела, но эксперты не нашли ничего, что можно было инкриминировать по тем статьям, которые были перечислены. Призыв к агрессивной войне, разжигание межнациональной розни, деятельность против Латвийской Республики, объединение в организованную группу с целью навредить ей, призывы против нее, массовые беспорядки, за которые минимальный срок – три года, и хулиганство. То есть фантазия у следователей безгранична", – заметил правозащитник.
Также он подчеркнул, что не удивился бы, если бы в другой стране, инициаторов этого дела сняли бы с должности за их профессиональную некомпетентность, и с сожалением указал, что в Латвии, естественно, такого не произойдет. Однако заметил, что раз никакого состава преступления спецслужбы не обнаружили, это служит хорошим признаком и прямым призывом компетентных органов продолжать активно бороться за свои права.
"Да, наши спецслужбы пытались в этом деле поставить себя над законом, но радует, что у них это все же не получилось", – сказал Бузаев.
Правда, по его мнению, давление латвийских спецслужб на всех, кто пытается отстаивать права нацменьшинств, всегда будет. Если в этот раз они все же решили почему-то отступить, то это не значит, что можно расслабиться и прекратить бороться за свои права.
"В СГБ решили, что протестный потенциал может перерасти в "школьную революцию" образца 2003 года, поэтому и пытались, несмотря на конституцию, задавить нас в зародыше. (…) Но давление на нас всегда будет, однако, несмотря на это, свои права надо отстаивать, ведь в противном случае прав у нас просто не будет", – указал Владимир Викторович.
Фантазии паразита
Спецслужбы пытались выстроить дело и против организаторов этого собрания. Депутату Европарламента Татьяне Жданок присвоили статус обвиняемой по двум статьям: "Преступление против государства" и "Преступление против общественной безопасности и общественного порядка". По мнению СГБ, выступая на собрании, Татьяна Аркадьевна упоминала насильственные действия, но после проведения лингвистической экспертизы спецслужба сочла, что ее слова нельзя квалифицировать как призыв к насилию.
Как пояснила Жданок, наоборот, в своем выступлении она была против насильственных действий, но, судя по всему, СГБ был лишь нужен повод, чтобы оказать давление на нее.
"С одной стороны, это дело — явный акт давления на всех активистов, а с другой стороны, это возможность законно вести наблюдение. Прослушивать телефонные звонки и проверять переписку.
Но все же даже до прокуратуры они это дело решили не доводить, понимая, что в суде оно полностью развалится и получится большой скандал", – предположила она.
В письме СГБ ее внимание привлекла фраза, что "активное противодействие реформе образования со стороны незарегистрированной организации "Штаб защиты русских школ" должно в гораздо большей степени рассматриваться как реализация интересов России, нежели как реализация своих демократических прав".
"Это возмутительно, – указала она, – ведь согласно этому, венгры Румынии действуют в интересах Венгрии, шведы из Финляндии действуют в интересах Швеции и так далее".
Она отмечает извращенную логику спецслужб, считающих, что все латыши по определению действуют в интересах Латвии, путь даже они воры, коррупционеры или некомпетентные руководители. Этому подходу нужно противостоять.
Похожего мнения придерживается и Мирослав Митрофанов, заявивший, что РСЛ будет требовать от СГБ открыть фамилию псевдоэксперта, выдавшего такое заключение.
"СГБ должна назвать паразита, который за государственные деньги дает заключение, являющееся его фантазией и не отвечающее реальности", – подытожил он.