Наш коронованный "вундеркинд" сначала бьет человека по иммунной системе и собирает урожай смертей, сеет панику. Затем разрушает экономику. И наконец, покушается на демократическое устройство и общественный строй государства.
В латвийском обществе, на волне потока новостей об эпидемии, все чаще всплывают сигнальные поплавочки: временное ограничение гражданских свобод (прежде всего, свободного перемещения) может стать постоянным. Властям может понравиться.
Меня лично, как представительницу русскоязычной общины Латвии, волнует возможный удар по демократии с национального фланга. Страх всегда вызывает в недрах общества и выносит наружу самое плохое, в том числе ксенофобию. И одно дело, когда ее гримасы мелькают на трамвайно-базарном уровне. И совсем иное, если она звучит в речах политиков, ученых, деятелей культуры.
Твой дом - тюрьма?
Sputnik Латвия уже писал о том, что бывший министр юстиции Латвии и член Нацобъединения Дзинтарс Расначс поделился в соцсетях своими опасениями относительно того, что мешает Латвии успешно побороть коронавирус.
А мешало то обстоятельство, что в России пока не было чрезвычайного положения, поэтому в Латвии, вскормленные российским ТВ русскоязычные подростки, плюют на ограничения и самоизоляцию. Очаг безобразия политик обнаружил на спортивной площадке в Иманте. "Сегодня вечером игровые площадки были полны подростками, не говорящими по-латышски, и безответственными мамочками детей", - обличил непокорных возмущенный политик.
Затем он почему-то вспомнил про тюрьмы Латвии, которые, по статистике Управления мест заключения, больше говорят по-русски, чем по-латышски: "Пропорция заболевших по отношению к вирусу может быть такой же, как и в тюрьмах Латвии. Надеюсь, что ошибаюсь".
То есть, насколько я могу понять, политик прозрачно намекает, что среди русских Латвии намного больше людей с криминальными и противоправными наклонностями, чем среди латышей. Допустимы ли такие намеки?
Могу поспорить, что из шатающихся на спортплощадке подростков никто не смотрит информационные передачи на российском телевидении. И потом, я лично наблюдала большую группу физкультурников на спортплощадке на Румбульском променаде в Кенгарагсе, которая говорила по-латышски. Вряд ли и они являются поклонниками телевизионных баталий Соловьева.
До русских медленно доходит
Ну ладно, Расначс - верный сын Нацобъединения. Но вот социоантрополог Айвита Путниня в интервью Latvijas Radio заявила, что новость о введении чрезвычайной ситуации в Латвии не достигла русскоязычных жителей так же быстро, как говорящих на латышском.
"Для антропологов это интересный период, когда мы можем наблюдать за обществом, ценностями и приоритетами, которые у нас есть", - поделилась научным видением эпидемии коронавируса Путниня.
Одно из наблюдаемых явлений, по ее словам, это то, что новости о чрезвычайной ситуации в разных языковых средах распространялись с разной скоростью. "Я заметила это в моем районе, где в основном живут русскоязычные. Здесь изменение привычек было довольно медленным", - сказала ученая.
Например, в русскоязычных детсадах посещаемость после объявленной чрезвычайной ситуации была довольно высокой, в то время как в латышских садиках поток заметно снизился. "Это понятно, поскольку в Латвии не хватает механизма общения напрямую с теми, кто живет в русскоязычной среде", - отмечала Путниня.
Перевожу на русский язык: до русских доходит медленнее, чем до представителей коренной национальности. Правда, возможно, это происходит потому, что официально обращаться к населению власти Латвии могут только на государственном языке.
"Русский Ванюшка, соблюдай дистанция!"
Но поверьте мне, русские Латвии не настолько глупые, чтобы не понять предупреждения не собираться больше двух или мыть руки мылом на латышском.
Поэтому тот факт, что полицейские экипажи с мигалками дублируют свою латышскую речь на русском, можно воспринимать двояко. С одной стороны, спасибо, это уважительно. Хотя тут скорее заслуга Брюсселя, велевшего в условиях пандемии общаться с нацменьшинствами на их языках. С другой, это как-то напоминает сцены из фильмов "про войну и немцев": "русский Ванюшка, соблюдай дистанция"!
Поэтому непонятно, кому тут надо обижаться - мне или специалисту по пиару Ивета Даине, написавшей в своем Twitter: "По моей улице ехала полиция и с помощью громкоговорителя по-русски оповещала о запрете собраний. Внезапно появилось ощущение, что я в СССР ".
И у меня на душе тревожно вот почему. Пока наше двухобщинное общество и политики ведут себя достойно. Но если дадут слабину? Если популизма ради или из-за всеобщего психоза у кого-то появится соблазн изолировать, поместить в карантин те группы населения, что несознательны, недисциплинированны, подвергают опасности все общество, а следовательно, ставят под вопрос вечное существование коренной нации, как начертано в преамбуле к Конституции, написанной президентом Латвии? А если на всех не хватит тех самых аппаратов искусственной вентиляции легких? Как тут не вспомнить замечательного доктора Слуциса, который гордился тем фактом, что не мог одинаково хорошо лечить латыша и русского…
Не верите, что в Латвии такое может быть? И я не верю. Но примеров дремучей "коронофобии" в мире уже немало. Взять, к примеру, Грузию, где проживающих там веками азербайджанцев приглашают убираться, так как это они "завезли заразу из своих Азербайджана и Ирана".
Вообще, ксенофобия - это не только про русского и латыша, еврея и араба. Страх размножается делением людей по возрастным, половым и иным различиям.
Подростки плохо поддаются контролю и внушению, поэтому являются группой риска. Дети – идеальные инкубаторы-переносчики коронавируса. (Мальчик поцеловал бабушку, и она умерла. А ему самому – ничего). Старики – первые в группе риска. Смертность мужчин от "уроновируса" в два раза больше, чем женщин! О приезжих, своих, вернувшихся "с лыж" буржуев и чужих, прежде всего, гастарбайтерах, лучше не говорить.
Коронавирус против дольче вита
Пандемия в очередной раз заставила говорить о различиях Севера и Юга, Запада и Востока, менталитета их обитателей. Да, Шведы, конечно, дисциплинированнее итальянцев и испанцев. А китайцы – ответственнее всех остальных. Но неужели в новом мире будут жить только самые сознательные и способные ходить по струнке? Неужели в мире останутся только китайцы, горстка скандинавов и немножко латышей (привет преамбуле)?
Нет, оставьте меня в старом мире. Ведь разве мы любим итальянцев не за их "дольче виту" и "фар ньенте"? Не за то, что они не скрывают своих эмоций, облекая их в жесты и прекрасный язык? Не потому, что они вкладывают данный им божий дар в автомобили, одежду, вино и сыр?
Из этого следует открытие, что коронавирус – зануда и педант, причем мстительный и злобный. Ему не нравится, когда люди радуются. Он любит, когда люди сходят с ума в четырех стенах.
С другой стороны, может, именно нашему нордическому темпераменту можно поставить в заслугу тот факт, что ксенофобия в нашей стране знает свое место и не поднимает голову слишком высоко.
Самоизоляция важнее интеграции
Более того, благодаря нашей нордической закалке, у Латвии есть мощный барьер, мешающий "домашнему мультикультурализму" увеличить распространение коронавируса. Недавно актер, руководитель театра Dailes Юрис Жагарс сказал, что теперь замкнутый характер латышей является преимуществом. А еще раньше спикер Сейма Инара Мурниеце заявила, что латышский характер выковался во многом благодаря крестьянам-хуторянам, единоличникам, не пожелавшим идти в колхозы.
Может быть и хорошо, что декларировавшиеся все 30 лет независимости цели сплочения общества и интеграции были только очковтирательством и формализмом. Латыши и русские по-прежнему в подавляющем большинстве случаев живут в своей обособленной среде. Наверное, это тоже нас спасает.
Правда, как утверждают специалисты, самоизоляция и долгое время, проводимое домашними друг с другом, увеличили случаи такого уродливого явления, как домашнее насилие.
Но все равно, давайте же и впредь реже встречаться и меньше общаться! Самоизоляцию и дистанцирование срочно интегрировать в гимн и герб Латвии! Здоровье нации – важнее всего. Его не купишь ни за какие деньги. Тем более, когда их нет.