РИГА, 3 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. Третьего апреля с одной из старейших церквей Риги сняли для реставрации трехсотлетнего петушка. На торжественной церемонии демонтажа одного из рижских символов присутствовали глава католической церкви Латвии архиепископ Збигнев Станкевич, руководитель Госинспекции по охране памятников культуры Юрис Дамбис и председатель правления строительного предприятия Restaurators, осуществляющего реставрацию церкви.
Петушок Яковлевской церкви – один из старейших в городе – ему чуть менее трехсот лет. Сейчас его называют петушком советского времени, но в 1980-е годы его снимали только для реставрации: укрепили, позолотили и отправили обратно. А впервые на шпиль церкви его установили в 1726 году.
Петушок выполнен из позолоченной меди, а его латунный предшественник просидел в одиночестве на верхотуре так долго, что даже перестал поворачиваться и указывать направление ветра. Всего же на шпиле этой церкви с тринадцатого века было только три петушка.
"Петушки на старейших рижских церквях и являются символами бдительности, – рассказал Sputnik Збигнев Станкевич. – Их часто называют лютеранскими символами, поскольку широкое распространение они получили в шестнадцатом веке, но сам символ – библейский. Апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа в ночь его ареста, после крика петуха осознал, что сотворил, раскаялся и вернулся к своей вере.
Кроме того, рижские петушки – еще и символ мастерства кузнецов средних веков – флюгеры их производства были популярны во многих городах Балтийского и Северного морей. Нам, рижанам двадцать первого века, нужно быть достойными славы наших предшественников.
Петушок – символ католический или лютеранский?
Кстати, петушки на рижских церквях появились значительно раньше, чем в Ригу пришло лютеранство. Об этом Sputnik рассказала известный рижский историк Ольга Дорофеева.
"Петушки сидят на четырех самых старых рижских церквях, тех что были построены католиками, – поведала историк. – И исторические сведения, заложенные в капсулы старейших петушков, рассказывают о том, когда и каким мастером был установлен флюгер. Старейшие из них показывали направление ветра еще до возникновения лютеранства".
Яковлевский петушок относительно невелик – размером с большого орла и весом в 43,7 кг. Он вдвое меньше петушка Петровской церкви и примерно в полтора раза меньше петушка Домского собора. Зато по сравнению с самым старым рижским петушком, восседающим на церкви Святого Иоанна, он раза в два-три крупнее. Старинная традиция петровской церкви, заложенная в восемнадцатом веке, когда зодчий или архитектор, закончив ремонт церкви, садился верхом на петушка и выпивал бокал вина, который после бросал на землю, на Яковлевской церкви вряд ли возможна – размер петушка иной. Зато его проще обнять, что, к примеру, сделал рижский архиепископ, уже на земле под прицелом фотоаппаратов.
На высоте
Корреспондентам Sputnik удалось побывать рядом с "рабочим местом" петушка – подняться по строительным лесам на самый верх и оказаться даже выше самой фигуры. Смотреть на него сверху вниз на фоне Старого города было довольно непривычно. Специалисты-строители из фирмы Restaurators показательно снимали его со шпиля.
Несмотря на то что день выдался ветреный, а высота шпиля составляет 86 метров, леса практически не качало, что само по себе комплимент фирме, осуществлявшей их возведение вокруг купола. Путешествие по лесам казалось бесконечным – это более двадцати этажей, связанных между собой строительными лестницами, но панорама города, открывшаяся взору храбрых, – уникальна. Высота обзорных площадок церкви Святого Петра – всего 57 и 71 метр, так что петушок церкви Святого Иакова взирает на них сверху вниз.
Привет из молодости
Руководитель Госинспекции по охране памятников культуры Юрис Дамбис рассказал Sputnik, как в восьмидесятые годы прошлого столетия он уже один раз снимал этого петушка на землю, и показал на планшете черно-белую фотографию, на которой он черноволосым юношей стоит с латвийскими реставраторами около петушка.
В шар под шпилем петушка была заложена свинцовая капсула с посланием в будущее. Там было два листа, на которых подробно описано, какие именно строительные работы были проведены.
Держа в руках капсулу из советского времени, Юрис Дамбис получает не только послание из прошлого, но и привет из своей молодости.
"Не думаю что в послании, заложенном в следующую капсулу, будет стоять моя подпись, – признается Дамбис. – Теперь это церковное имущество, им и определять, что будет написано".
Вопросы бережного отношения к старинной архитектуре и историческому наследию консолидируют наше общество. Для многих рижан архитектурный ансамбль Старого города - это не просто историческая ценность, это малая родина. Тем удивительнее оказался вопрос финансирования реконструкции Яковлевской церкви.
"Большую часть трат на реконструкцию взяло на себя министерство культуры, также в финансировании участвуют Рижская дума и немецкий фонд Bonifatius werk, – рассказал Sputnik Збигнев Станкевич. – Есть и частные пожертвования от латвийских лиц, но, увы, они невелики и составляют лишь 2% от затрат на реконструкцию".
Топором и долотом
"Петушок – это только малая часть реставрационных работ, – рассказал Sputnik председатель правления Restаurators Марек Мамайс. – Наши реставраторы осуществляют реконструкцию всей башни и ее крыши.
Еще со Второй мировой войны в крыше церкви остались отверстия, заделанные в советский период, но пропускавшие влагу во время бури. Вода, попавшая на балки конструкции башни, стала причиной гниения. И то, что деревянные крепления прослужили около трехсот лет, это очень долго.
Наши реставраторы заменили поврежденные узлы конструкции на новые. Причем новые также деревянные, и установлены они с соблюдением средневековых технологий, тоже обработаны против гниения льняным маслом и даже установлены и скреплены ручными инструментами, такими как топор и долото. Заменено и медное покрытие крыши, и я вам признаюсь, что, если бы не война и не отверстия, оставленные осколками снарядов, в этом не было бы нужды – наши предшественники были прекрасными мастерами, и мы хотели бы оказаться достойными их памяти.
Сейчас основной вызов это не только сделать петушка красивым, но и укрепить его поворотный механизм. Прежние петушки крутились без ремонта сотни лет, сделать нынешний механизм не меньшего качества при сохранении аутентичного вида и технологий – серьезная проверка нашего профессионализма".