РИГА, 17 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Известный латышский публицист Юрис Пайдерс в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал об уровне журналистики в современных СМИ Латвии, информационных войнах и перспективах печатных изданий.
Не каждый даже русскоязычный политик или общественный деятель в Латвии, услышав в телефонной трубке просьбу об интервью с корреспондентом Sputnik, с легкостью идет на контакт. Председатель Союза журналистов Латвии, преподаватель Латвийского университета и обозреватель латышской газеты Neatkarīgā rīta avīze Юрис Пайдерс сразу же назначил встречу, хотя в ходе беседы признался – он слышал о том, что общаться со Sputnik не рекомендуется, но не считает это правильным.
В печатных изданиях победило качество
Латвийская журналистика до сих пор не оправилась после кризиса 2008 года – русская ежедневная пресса сузилась до одного издания, исчезали и латышские СМИ. В какой-то момент у читателей появился интерес к интернет-изданиям, что еще сильнее ударило по "бумаге". Однако, как говорит, Юрис Пайдерс, сейчас ситуация стала меняться.
"Был определенный кризис, очень серьезное сокращение тиражей, всплеск интереса публики к разным интернет-ресурсам. Но в последние три года в Латвии ситуация совершенно изменилась: начали расти тиражи, посещаемость интернет-сайтов крупных СМИ тоже. Это связано с тем, что качественные СМИ подходят к своей работе ответственно. В них нет такого, чтобы заголовок ставился исключительно ради генерирования трафика, а сам материал ему полностью не соответствовал. Когда человек несколько раз сталкивается с таким отношением к работе, он разочаровывается и постепенно происходит отток от таких интернет-ресурсов", - говорит Юрис Пайдерс.
Он подчеркивает, что не у всех ежедневных изданий ситуация наладилась, но в секторе журналов стабилизация произошла. Особенно это касается женских журналов. А в целом сокращение тиражей напрямую связано с демографическими тенденциями.
"Сокращение идет из-за того, что читатели умирают, а новые в таком же объеме не приходят к печатным изданиям, - уточняет глава Союза журналистов. - Поэтому если раньше были какие-то огромные сокращения, то сейчас процесс относительно стабильный, и пока будут читатели, будут существовать и традиционные СМИ. В этом смысле, если мы берем печатные издания, в Латвии победило качество".
Что русскому хорошо, латышу неинтересно
Юрис Пайдерс считает, что большой разницы между русской и латышской журналистикой нет – уровень профессионализма сопоставим, однако аудитория очень сильно отличается – она имеет различные требования к той информации, которую хочет читать, слушать и смотреть. Программы по интеграции, на которые много лет тратило деньги государство, ничего не изменили - в двухобщинном обществе разделились и СМИ.
"А зачем? Кто такие цели ставил, чтобы сблизить? Частный издатель работает на свою аудиторию и учитывает нужды этой аудитории. С начала 90-х годов вся печатная пресса на 100% частная. Ставить какие-то цели и проводить определенную информационную политику может государство, но для частного издателя такие цели не ставятся", - поясняет Пайдерс.
В то же время он считает, что у русскоязычного и латышского читателя, слушателя и телезрителя все-таки есть общие темы для обсуждения - новости о принимаемых законах важны для обеих групп.
"Но как только мы переходим к той части, которая называется entertainment - свободное времяпрепровождение, здесь уже будут очень существенные различия. Культурные мероприятия, разного рода концерты, которые интересны для публики латышской и русской, будут коренным образом отличаться. Издатель ставит перед собой четкую цель - получить прибыль, поэтому основная задача - качественно реализовать нужды своей целевой аудитории. Если я буду воспитывать частного издателя – не думаю, что бизнес у него будет успешным", - уверен публицист.
Он поясняет, что издатель или генеральный продюсер очень ограничены в своих действиях вкусами потребителей.
"Если не учитывает – вылетает. В то же время отражение различных мнений, разные целевые аудитории в совокупности и создают то, что называется свободой слова. Поэтому такой разброс взглядов в СМИ скорее плюс, чем минус".
Деньги есть? Идем на войну!
В отличие от позиции официальной Риги, журналист Юрис Пайдерс не считает, что Россия и Латвия находятся в состоянии информационной войны, и тем более что в ней задействовано агентство Sputnik.
"Есть определенная группа людей (в Латвии – ред.), которая называется политологами – они оперируют информационными войнами. Не знаю, как сейчас, но какое-то время назад выделялись деньги на разоблачение фейковых новостей из России, и эти политологи их отрабатывали. Но как? Брали какие-то маргинальные российские сайты, на которых работают непрофессионалы, где людям, не ориентирующимся в определенных вещах, давались задания писать о Латвии. Не понимая сути, они писали. Здесь нет никакой информационной войны, это просто непрофессионализм. Но наши политологи их разоблачали", - пояснил собеседник Sputnik Латвия.
Юрис Пайдерс, правда, замечает, что разоблачители фейковых новостей на окладе тоже возникли неслучайно.
"Считаю, что Россия проявила очень жесткую политику по отношению к одному своему соседу. И, конечно, малая нация не будет воспринимать эту ситуацию с восторгом. Это учитывается как определенный риск, который теоретически возможен. Но то, что сейчас происходит ежедневно, – "вот давайте шпильку России вставим", этим, конечно, занимаются люди, которые за свои действия получают зарплату. Это, несомненно", - говорит публицист.
Есть люди, которые "на разжигании фобии строят свое политическое будущее", добавляет Пайдерс. При этом на уровень народной дипломатии все эти события никак не повлияли – "друзья и знакомые между нашими странами продолжают общаться, как и раньше, и культурные связи по-прежнему находятся на высоком уровне".
Латыши не любят российские ток-шоу, но смотрят русские сериалы
Публицист говорит, что ему сложно говорить об интересах русскоязычной аудитории, поскольку он больше работает с аудиторией на латышском языке, но среди латышей популярность российского телевизионного сегмента значительно упала.
На российском телевидении людей интересуют сериалы – фильмы, которые производятся на территории бывшего Союза гораздо интереснее местных, полагает публицист. И они ближе, чем американские ситкомы, для которых характерна совершенно другая среда, характеры, типажи, "они не соответствуют нашей реальности".
"Я не думаю, что в русскоязычной среде все совершенно иначе. Есть вещи, которые нам важны. Скажем, какие-то изменения касающиеся акциза на топливо, – это ударит по вам уже завтра, поскольку коснется вас или ваших детей, а от большой политики большинство устало. Поэтому у латышской и русскоязычной аудитории общий интерес на российском телевидении вызывают только сериалы", - отметил Пайдерс.
Латышские СМИ выживут, потому что… латышей мало
Есть ли будущее у печатных СМИ, радиостанций и телевидения? Юрис Пайдерс уверен, что "информационные носители будут живы до тех пор, пока будут жить их потребители". По мнению журналиста, русским СМИ в Латвии сложно конкурировать с контентом из РФ.
"Потому что в России создается масса информационных ресурсов по всем видам хобби, интересам. И пространство для местного контента на русском языке очень узкое. Только какие-то местные новости. В остальном нужно конкурировать с деньгами, объемами. Создавать интернет-ресурсы о хобби или спорте на русском языке в Латвии изначально нерентабельно. А такой конкуренции на латышском языке нет. Латыши – это всего полтора миллиона человек. Количество носителей языка настолько малое, что большие игроки еще не включились в эту игру. А возможно, даже не включатся. Поэтому здесь есть пространство для развития такого рода информационных услуг и в будущем", - полагает публицист.
Журналистика на грани исчезновения?
Хотя проблема может оказаться в другом – в латышской и русской журналистике больше нет преемственности поколений. Если в интернет-журналистику еще приходит молодежь, то в печатных СМИ ее нет вообще. Пайдерс рассказывает, что пришлось даже отменить один из профессиональных конкурсов, поскольку принимать участие в нем могли только журналисты до 35 лет, а таковых в Латвии практически не осталось.
Но если печатная журналистика сможет выжить за счет аналитики, развлекательных, авторских материалов, то у телевидения шансы гораздо хуже – у телеканалов появился серьезный конкурент в лице интернет-кинотеатров, стриминга.
"Возьмите крупнейшие российские каналы - новых фильмов практически нет, это большая редкость. Некоторые думают, санкции, нет валюты, но если возьмете германское телевидение, то там то же самое. Проблема в том, что все крупнейшие телекомпании мира находятся на острие конкуренции со стриминг-сервисами. И они начинают уничтожать крупнейшие телекомпании мира в финансовом смысле", - констатирует глава Союза журналистов Латвии.