РИГА, 14 мар - Sputnik, Cимона Алексеева. На малой сцене Русского театра им. Михаила Чехова состоялась премьера спектакля "Драгоценные камушки жизни". В основу необычной постановки Резии Калнини легла пьеса современного британского драматурга Дункана Макмиллана Every Brilliant Thing (ее название можно перевести как "Все самое замечательное"), литературные труды которого обласканы несколькими премиями.
Резия также подошла к своему первому детищу в Русском театре с внушительной коллекцией наград (неоднократно признавалась лучшей актрисой на церемонии "Ночь лицедеев", обладательница главной отечественной кинопремии "Большой Кристап") и режиссерским опытом в Новосибирском театре оперы и балета, Латвийской опере и балете, театре "Дайлес" и др.
"Когда тебе семь лет, легко видеть, что жизнь прекрасна, а мир полон замечательных вещей. Гораздо труднее убедить в этом взрослых… в том числе и самого себя, когда тебе уже не 7", - говорится в аннотации спектакля.
В центре повествования – история мальчика, мама которого страдает депрессией и склонна к суициду. Первоклассник берется составлять для мамы список всего самого лучшего, ради чего стоит жить. Логично, что под номером 1 у мальчика идет мороженое… Под следующими – желтый цвет, тюльпаны, папины виниловые пластинки.
По мере взросления героя список растет, пополняясь все новыми пунктами: пИсать в море, чтобы никто не заметил, вино. И так – до 1 000 000.
Режиссер Резия Калниня подошла к делу новаторски, превратив спектакль в настоящую "лабораторию чувств". В интерактивную постановку на малой сцене оказываются вовлечены чуть ли ни все зрители.
На входе перед спектаклем зрителям вручают картонные карточки с номерами и репликами – это те самые "драгоценные камушки жизни" из списка главного героя, которые им предстоит озвучить. Может, вам попадется "купаться голышом", а может, "когда из-за облаков выглядывает солнце".
Есть шанс, что присутствие на этом спектакле неожиданно обернется для вас целым актерским бенефисом – вы примерите на себя роль папы главного героя, его первой любви или психолога.
Более того – у режиссера получились две разные версии спектакля. В одной играет Анатолий Фечин, в другой – его молодой коллега Иван Стрельцов. По этой причине действие (с согласия автора пьесы) разворачивается в Латвии в разных десятилетиях. Ведь детство артиста Фечина пришлось на 80-е, а Стрельцова – на 90-е. У каждого спектакля свой контекст эпохи, элементы сценографии и эмоциональная окраска. Так что если вы увидели одну версию постановки – не менее интересно будет сходить и на другую.
Соавтор сценографии – художница Кристине Кутепова, она же исполняет в постановке роль мамы главного героя и, кстати, очень неплохо поет.
После спектакля было очень любопытно прочесть программку – в нее вошли персональные "драгоценные камушки жизни" создателей. Так, режиссер Резия Калниня среди самого важного отметила "знать, что меня любят", "умение прощать, в том числе себя", "запах моего мужа" и "счастливые мордочки моих карликовых шпицев, когда я вечером открываю дверь".
Актер Анатолий Фечин вписал в список "улыбку ребенка", "гордость за успех родного человека" и "громко подпевать любимой песне", а Иван Стрельцов – "хорошее кино", "рассвет или закат на берегу моря".
Ну а на последней обложке программки в качестве эпиграфа красуются жизнеутверждающие слова латышского поэта, журналиста и переводчика Кнута Скуениекса "Когда с души свалился камень, то можно на него присесть" и телефон доверия кризисного и консультационного центра Skalbes, цель которого – оказывать эмоциональную поддержку представителям групп риска.
История доброты в новейшей истории началась в 2001 году с французской романтической комедии "Амели". Очаровательная девушка с Монмартра до сих пор остается для многих рекордсменом по выискиванию маленьких радостей в совершенно прозаичных повседневных делах.
В 2017 году в России вышел составленный радиоведущим и писателем Алексом Дубасом альманах "Моменты счастья". Книга, в которой самыми прекрасными и трогательными эпизодами из своей жизни делятся совершенно разные люди, от рядовых радиослушателей до певицы Земфиры и режиссера Владимира Меньшова, первое время продавалась на полке антидепрессантов сети российских аптек и пережила с тех пор массу переизданий.
Человеку свойственно становиться жертвой синдрома ослика Иа и впадать в уныние, порой совершенно необъяснимое. Жизнеутверждающие "Драгоценные камушки жизни" Резии Калнини могут стать если не лекарством, то щедрой дозой витаминов от хандры и депрессии. А это уже много!
Во время спектакля ты невольно начинаешь дополнять список героя своими маленькими радостями. Эпизоды из жизни героя извлекают из памяти наши собственные взлеты и падения, иллюзии и разочарования, поднимают целый эмоциональный пласт. Хорошего, конечно, в итоге оказывается гораздо больше. Число твоих персональных камушков жизни за 1 час и 20 минут спектакля вырастает в геометрической прогрессии, и в итоге ты ходишь из зала совершенно окрыленным. Сходите – попробуйте!