РИГА, 11 мар — Sputnik, Юлия Грант. В глобальном рейтинге конкурентоспособности Мирового экономического форума 2019 года "удавшееся государство" Латвия заняла 41 место в списке 141 страны, пропустив вперед Литву (39) и Эстонию (31) и на две ступеньки обогнав Россию (43). При этом позиции лучше среднего Латвии дает наследие "советской оккупации" (протяженность транспортной сети), а хуже среднего – собственная независимая политика.
Сравнение с братскими балтийскими республиками практически во всех случаях оказывается не в пользу Латвии, что означает: при равных стартовых условиях с задачами развития страны Эстония и Литва справляются лучше.
По ориентированности правительства на будущее Латвия занимает 50-е место, пропустив вперед Гану и Руанду (Литва – 37-е место, Эстония – 23-е).
По развитию транспорта Латвия пропустила вперед РФ (52-е и 49-е место), но обошла Эстонию (58-е). Видимо, сказалась протяженность дорожной сети, построенной преимущественно в советское время. Зато с качеством дорожной инфраструктуры у нас настоящая катастрофа: Латвия занимает 95-е место, уступая Берегу Слоновой кости, Уругваю, Гвинее и Албании.
Опять-таки вложения "оккупантов" в развитие железных дорог вывели Латвию на 30 место по протяженности стальных магистралей на 1000 квадратныхх километров: 29,9, что намного больше, чем в Швеции и Эстонии (23,8), США (16,8), Норвегии (11,3), но меньше, чем в Австрии, Словении и Польше (около 60).
Латвия ближе к концу списка по ожидаемой продолжительности здоровой жизни: 64,5 года, на уровне Литвы, и это соответственно 83-е и 84-е место. Эстония на 51 месте (67 лет), Великобритания на 32-м (69,3), а в передовиках Япония, Испания и Швейцария (больше 72).
Если в советское время Латвия славилась квалифицированной рабочей силой, то сейчас ее место – 47-е. Литва на 55-м, Эстония на 33-м. Финляндия на втором месте, между Сингапуром и Швейцарией. Этот показатель Финляндии, очевидно, обеспечивает высокое качество среднего образования (и второе место в соответствующем рейтинге), тогда как Латвия по данному параметру занимает 59-е место. Эстония на 25-м месте, а Литва вообще на 94-м. При этом по развитию навыков критического мышления Эстония на 23-м месте, Латвия на 46-м (пропустив на три позиции вперед Россию), Литва на 49-м.
Доступность собственных финансовых ресурсов для частного сектора в Латвии составляет 58,9% от ВВП (59 место). Это чуть больше "средней температуры по больнице – 51,3%, но в четыре раза ниже, чем у лидеров списка – Кипра, Гонконга и США. Весьма средняя у нас доступность венчурного капитала – 48-е место среди 141 страны.
По росту количества инновационных компаний пример всем подает Эстония на 15-м месте, опередившая Гонконг, Финляндию и Великобританию. Литва старается догнать, она на 26-м месте. Латвия на 48-м, имея равные результаты с Руандой, Камбоджей, Чехией, Словакией, Гвинеей и Танзанией.
В научных разработках (Research&Development) сказываются традиции и емкость исследовательского сообщества. Поэтому высокие позиции в рейтинге имеют страны с собственными, развивавшимися в течение столетий, научными школами: Германия (2), США (3), Франция (5), Россия (23). Этот список ярко демонстрирует мощь государственной политики в сфере образования и науки, поскольку возглавляет его Япония, лишь после II мировой войны сделавшая ставку на технологии. Тот же подход привел в лидеры рейтинга Южную Корею, Тайвань, Китай, Израиль. Эстония быстро догоняет и заняла 36-е место, Литва 43-е, а Латвия 57-е. Правда, Руанду и даже Грузию мы на этот раз обошли. Но Руанда не сдается: она тратит на науку намного больше, чем мы – 0,9% от ВВП, занимая по этому показателю 39-е место. В то время как Латвия вкладывает 0,4% ВВП и находится на 68-м месте в списке. Эстония, кстати, инвестирует 1.3%. И ведь не скажешь, что северные соседи жертвуют ради науки обороной: по доле военных расходов в сравнении с ВВП (2%) они пропустили вперед только Латвию (2,1%, лидер в Евросоюзе, а меньше всех тратит Ирландия – 0,3% ВВП).
В целом выводы составителей последнего рейтинга конкурентоспособности не внушают оптимизма. "Потерянное десятилетие" – такое заключение о глобальном хозяйстве сделал Мировой экономический форум, публикуя свой отчет в завершающем году декады – 2019-м.
"Мир находится на точке социального, экологического и экономического перелома. Замедленный рост, углубляющееся неравенство и нарастающие изменения климата создают контекст для недовольства капитализмом, глобализацией, технологиями и элитами. Мы видим заторы в международной системе управления, усиливающееся напряжение, которые подпитывают чувство неуверенности. Это сдерживает инвестиции и увеличивает риск срыва поставок, недоступности ключевых ресурсов.
Беспрецедентное 10-триллионное вливание денег центральными банками предотвратило более глубокую рецессию, однако этого было недостаточно, чтобы подтолкнуть концентрацию ресурсов для инвестиций в рост эффективности частного и общественного секторов. Однако некоторые страны смогли сыграть на этом, диверсифицируя рынки сбыта – например, Сингапур (№1 в рейтинге, оттеснивший США) и Вьетнам (№67 и наилучшие темпы роста в 2019 году).
На фоне усиления контроля за финансовой системой политики обещали структурные реформы, призванные стимулировать производительность, однако обещанного не сдержали. А деньги, напечатанные четырьмя центробанками мира, влились не в производство, а в финансовые рынки.
Большинство развитых стран упустили цель – расти на 7% в год, начиная с 2015 года. Мир не может справиться с обнищанием: 3,4 миллиарда человек, или 46% населения земли, живут на сумму менее $5,5 в день и не могут удовлетворить даже базовые потребности. 826 миллионов человек страдают от голода, и это на 42 миллиона больше, чем в 2015-м. 20% африканцев недоедают. Цель "нулевого голода" (zero hunger) точно оказалась недостижимой.
Так что в нынешнем геополитическом контексте, перед лицом очередного кризиса, критически важно понимать важность упреждающих шагов для роста конкурентоспособности, особенно в странах с низким доходом. Монетарная политика не поможет, нужны налоговые меры для стимулирования исследований, приобретения навыков нынешней и будущей рабочей силой, развития инфраструктуры и внедрения новых технологий".
Вот это последнее замечание Латвия готова учитывать в последнюю очередь: вложения страны в исследования, человеческий капитал, инфраструктуру и технологии никогда не были ее приоритетами.