РИГА, 10 мар — Sputnik. На прошлой неделе большинство депутатов комиссии Сейма по правам человека и общественным делам поддержало введение моратория на усыновление за границу детей, находящихся на внесемейной опеке, до разработки новых норм, сообщает передача "Домская площадь" Латвийского радио 4.
Согласно данным министерства благосостояния, с 2003 года иностранцы усыновили или удочерили 1 тысячу 925 детей, при этом половину - в США. В прошлом году иностранцы усыновили 42 ребенка.
В настоящее время обсуждается возможность ввести более строгое регулирование усыновления латвийских детей иностранцами, вплоть до полного запрета.
Представительница Альянса альтернативной заботы о детях Линда Бальчун полностью поддерживает такой запрет.
"Вся эта суматоха не началась бы, если не были бы схемы, которые сиротские суды используют, чтобы обойти нынешнее регулирование. Поскольку из приемных семей детей усыновлять за границу нельзя, а из детского дома, например, можно, то ребенка из приемной семьи помещают в детдом, а потом уже оттуда его забирают иностранцы", — говорит она.
По словам Бальчун, зарубежное усыновление влечет за собой много рисков: ребенка отправляют в другое государство, где он полностью утрачивает идентичность, язык, фамилию, культуру, окружение.
"Кроме того, проведено несколько исследований, подтверждающих, что особенно в США распространено такое явление, как парадопция или, как это называют американцы, — rehoming (Оксфордский словарь объясняет rehome как "найти новый дом для животного, в особенности кошки или собаки" - Ред.) То есть приемные родители отказываются от ребенка и ищут другую семью, которой отдать его. Есть информация, что таким способом передавались и латвийские дети", — заявила она.
Министерство благосостояния, со своей стороны, категорически против запрета на иностранные усыновление.
"В интересах ребенка — жить в семье. Биологической или же приемной. В процессе усыновления ребенок получает эмоциональную связь, да и с юридической точки зрения он является полноценным членом семьи. Если мы как государство не можем обеспечить заботу о ребенке, оставшемся без семьи, то, значит, мы не можем обеспечить его и полноценной семьей.
С другой стороны, я подчеркну, что министерство никогда не считало усыновление наших детей иностранцами каким-то приоритетом. Нам нужно привести это в порядок на государственном уровне. И только когда в этом вопросе мы исчерпаем все ресурсы и проделаем всю работу, чтобы обеспечить ребенку дом в Латвии, но этого не получится, тогда должна быть возможность усыновления ребенка за границу", - заявил Кришс Липшанс, парламентский секретарь Минблага.
Липшанс отмечает, что в Латвии очень неохотно усыновляют или удочеряют детей в возрасте от 10 до 18 лет или тяжелобольных, при этом именно таких детей чаще всего берут в семьи иностранцы.
"Нет ни одного логичного и обоснованного аргумента, почему нужно вводить такой запрет. Мы слышим лишь эмоциональные призывы", - говорит он.
Бывший председатель Екабпилсского сиротского суда, член правления ассоциации сиротских судов Талис Залва тоже против того, чтобы детей забирали из Латвии. По его словам, два года назад в США ездила специальная комиссия, чтобы проверить, как живут там приемные дети из Латвии, и ни одного факта нарушения прав ребенка не было обнаружено.
Для подростков, которые живут в детских домах, усыновление за границей - единственная возможность изменить свою жизнь, потому что в Латвии усыновляют, как правило, детей в возрасте до шести лет и с хорошим здоровьем, заявила министр благосостояния Рамона Петравича на Латвийском радио.
По ее словам, в прошлом году в Латвии не был усыновлен ни один ребенок 9-10 лет и только трое детей в возрасте от 10 до 18 лет обрели семью: приемные родители в стране не хотят брать подростков.
По словам министра, нужно делать все, чтобы латвийские дети оставались в своем государстве, и местные усыновители всегда будут иметь преимущество. Петравича согласна, что нужно продлить срок надзора после усыновления, который составляет сейчас два года, однако считает, что ограничения на усыновление за границей уже сейчас достаточно жесткие, и, если ввести на него мораторий до разработки новых законов, запрет может затянуться на годы.