РИГА, 8 фев - Sputnik, Юлия Румянцева. Драму Виестурса Кайриша на латгальском языке Piļsāta pi upis ("Город у реки") зрители в Латвии приняли на ура – с момента премьеры в середине января ее в общей сложности посмотрели уже более 40 тысяч человек. Согласно сводке кинопрокатной компании ACME, по некоторым показателям "Город у реки" обогнал на латвийских экранах "Удивительное путешествие доктора Дулитл"» и даже новый криминальный боевик "Джентльмены" Гая Ричи.
Столетие государственности стало мощным толчком для развития отечественной киноиндустрии, и зрители, проникнувшись патриотизмом, наконец отвлеклись от Голливуда и принялись смотреть свое кино. В основу сценария фильма Виестура Кайриша "Город у реки", съемки которого растянулись на пять лет, лег одноименный роман Гунара Яновскиса.
Режиссера Кайриша волнует тема непростых времен в историческом разрезе. Его прошлый художественный фильм "Хроники Мелании", выпущенный в 2016 году, рассказывал о депортации латышской семьи в Сибирь в 40-х годах. Действие "Города у реки" разворачивается в Латгалии в 30-40 годы – на фоне трех разных властей. В 1940 году улманисовскую республику сменила советская власть, а в 1941 году пришли немцы. Холокост и репрессии, эмиграция и бегство – историческое полотно фильма охватывает все испытания, через которые пришлось пройти населявшим Латвию народам в этот непростой период.
Любовь маляра на фоне смены властей
Главный герой фильма - маляр Ансис (дебют в большом кино актера Дависа Сухаревскиса), профессия которого нужна во все времена. Он терпеливо перекрашивает название главной улицы города в угоду властям – она то Бривибас, то Виенибас, то Сталина, то Гитлера. Параллельно развивается любовная интрига.
Парень разрывается между дочкой еврейского лавочника Зисели (чешская актриса Бригита Цмутнова), подавшейся в пламенные коммунистки, и основательной земной латышкой Найгой (Агнесе Цируле). У подкупающей латгальским колоритом, лихостью любовной линии и легким юмором драмы соответствующий слоган: "Три власти, две женщины, один выбор".
Спродюсированный студией Ego Media фильм снят при финансировании Национального киноцентра, а также киноинституций Литвы и Чехии, проект поддержали самоуправления латгальских городов, а также кинопрокатная компания ACME и др.
На экранах Apollo, Cinamon, Forum Cinemas, Multikino, Splendid Palace.
Ближайшая встреча с творческой группой в Риге: 11.02 в 13.00 в Splendid Palace.
Чужая драма для вдохновения
Любители французских мелодрам оценят фильм "Соблазн Сибил", в котором ярко сверкает целая плеяда звезд европейского кино – бельгийка Виржини Эфира, француженка Адель Экзаркопулос, немка Сандра Хюллер, француз Гаспар Ульель.
Режиссер Жюстин Трие сделала центральной героиней своего рассказа психотерапевта Сибил, решающей до минимума свести прием пациентов и засесть за сочинение романа. Но для одной пациентки ей все же пришлось сделать исключение – на прием напросилась молодая актриса Марго в душевном раздрае.
Девушка закрутила роман с партнером по съемочной площадке. Терзания из-за нежелательной беременности усилил тот факт, что актер несвободен – он живет в гражданском браке с режиссером фильма. Сибил записывает монологи пациентки на диктофон – непростая личная жизнь актрисы неожиданно выводит писательницу из творческого ступора и становится источником вдохновения для романа.
Хотя и самому психотерапевту бы не помешала помощь извне – она тонет в воспоминаниях о бывшем бойфренде, чувствует отчуждение от собственного мужа, да и вообще для нее этот побег от практики в литературу – проявление кризиса среднего возраста.
Красиво, когда в такой непростой момент жизни женщина может позволить себе заниматься тем, чем хочет, уезжает работать над романом на итальянский остров Стромболи с действующим вулканом, повесив двоих детей на мужа, и несколько дней топит тоску в шампанском.
Сюжеты французского кино всегда были для нас образцом недостижимого уровня жизни и легкости бытия, несвойственной для жителей других европейских стран.
"Моя жизнь – роман, и я могу запросто переписать любую его главу", - осознает вдруг главная героиня Сибил.
Хорошо бы, если бы каждый из нас научился воспринимать реальность как черновик, который всегда можно доработать и улучшить – даже задним числом.
На экране Splendid Palace.
Ближайшие киносеансы: 08.02, 09.02, 13.02.
Мафия без прикрас
80-летний мэтр итальянского кино Марко Беллоккьо разразился двухчасовой драмой "Предатель мафии", основанной на реальных событиях. В фильме нет никакой романтизации мафии – дельцы преступной сицилийской организации не дымят дорогими сигарами в сидящих с иголочки костюмах. Все мафиози в фильме довольно омерзительные типы – ну просто ни одного положительного персонажа!
"Для меня было важным демифологизировать саму мафию и поступки ее членов", – так сформулировал свой творческий замысел режиссер Марко Беллоккьо в интервью журналу Screen International. Что ж, мэтру это вполне удалось. По мнению авторитетного издания The Hollywood Reporter, фильм "Предатель мафии" - лучшая лента в истории кино о "Коза ностра".
В 80-90-х между боссами сицилийской "Коза ностры" развернулась жесткая война. Игра в благородных робин гудов давно закончилась. Кланы творили полный беспредел, предав былые ценности – расправы вершили над женщинами и даже младенцами. Мафиози Томазо Бушетта (в его роли блещет популярный итальянский актер Пьерфранческо Фавино) не дали спокойно покинуть ряды "Коза ностры" и раствориться в Бразилии – в наказание бывшие коллеги убили двух его сыновей.
Томазо принимает решение отплатить той же монетой - нарушает данную мафии клятву и становится информатором правосудия, объяснив все тонкости устройства "Коза ностры".
Суд, длившийся в 1986-1992 годах, и по сей день остается крупнейшим разбирательством с мафией. В историю Италии он вошел как "Макси-процесс".
Три тысячи страниц свидетельских показаний Бушетта позволили итальянскому суду возбудить уголовные дела против 475 членов преступной группировки, 19 главарей в итоге были приговорены к пожизненному заключению.
Интересно, что слушания "Макси-процесса" проходили в специально сконструированном восьмиугольном бункере в стенах палермской тюрьмы. В нем участвовали все стороны – перекрикивавшие друг друга преступники, их адвокаты и свидетели. В "Предателе мафии" с документальной точностью воспроизведены царившая там атмосфера с сотрясавшими воздух оскорблениями и драйвом непростого процесса.
После громкого затяжного суда Бушетту с семьей отправили в США по программе защиты свидетелей. Там он тоже не остановился – благодаря информатору за решетку попали и члены нью-йоркской мафии, курировавшие торговлю наркотиками для "Коза ностра". В то время дело вел Руди Джулиани – бывший мэр Нью-Йорка, а ныне личный адвокат президента США Дональда Трампа.
На время судебных процессов в США и Италии информатор Бушетта превратился в самого охраняемого в мире человека. Он ушел из жизни в 2000 году, но и после этого члены семьи информатора продолжают жить под вымышленными именами, опасаясь за свою жизнь.
На экране Splendid Palace.
Ближайший киносеанс: 09.02.