Реформа опустошит приграничье Латвии с Россией: министр обороны проблем не видит

Руководители латгальских краев пытаются убедить депутатов Сейма, что опустошение приграничных территорий Латгалии угрожает безопасности всей страны, но в министерстве обороны причин для беспокойства не видят
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 4 фев — Sputnik. Недовольные административно-территориальной реформой жители территорий у восточной границы Латвии, которая является также внешней границей Европейского союза, интересуются, не является ли полное опустошение этих районов угрозой с точки зрения государственной безопасности, пишет la.lv.

Руководители многих латгальских самоуправлений полагают, что реформа, разработанная министерством охраны среды и регионального развития (МОСРР), только подтолкнет отток жителей из отдаленных волостей, так как все услуги и предпринимательская активность сконцентрируются в крупнейших центрах развития.

Латгалия, SOS: как вымирает самый русскоязычный регион Латвии

Плохое состояние дорог и большая отдаленность от Риги оттолкнет инвесторов от того, чтобы открывать производство в приграничье, а такие производства могли бы поддержать существование земельных хозяйств и частично туризм. Но теперь часть людей с этих территорий переедет в центры развития.

На заседании Комиссии по административно-территориальной реформе об этом рассказали представители местных властей потенциального Балвского края, в который решено включить Вилякский, Ругайский и Балтинавский края. Похожая ситуация в Лудзенском крае, в который войдут также Циблский, Карсавский и Зилупский края.

И председатель Карсавской думы Инара Силицка (СЗК), и депутат Сейма, бывшая глава Даугавпилсского края Янина Ялинска (СЗК) призвали депутатов оценить то, как муниципальная реформа повлияет на государственную безопасность. Силицка и Ялинска считают, что правительство должно разработать особую программу поддержки для регионов приграничья.

Не будет дорог – не будет людей

Заместитель председателя Ругайского края Анита Петрова (избрана от партии "От сердца – Латвии") советует депутатам Сейма и министрам отправиться в Латгалию и один месяц пожить в этой среде, чтобы лучше понять, как люди там себя чувствуют. Она упомянула пятнадцатикилометровый участок одной из дорог государственного значения, по которой политик не хотела бы ездить на работу каждый день. Если бы пришлось это делать, она бы просто переехала в другое место.

"Если состояние дорог плохое, люди уедут туда, где услуги ближе. Если эта проблема не будет решена, приграничье еще больше опустеет. Это и вопрос государственной безопасности. Дороги также имеют очень большое значение, потому что это предпосылка для развития предпринимательства", - заявила Петрова.

Внутренняя миграция в Латвии: пример Латгалии

С ней согласна председатель Балтинавской думы Сармите Таборе.

"Объединение краев не обеспечит появление новых рабочих мест. Никто не ответил, как остановят отъезд людей. Восточное приграничье только еще больше опустеет", - указала Таборе.

Две семьи с детьми из ее самоуправления уже сейчас собираются уехать в Пририжье.

Депутаты тоже согласны, что нужно поддерживать приграничье. Как отметил Янис Домбрава из Нацблока, по сравнению с Пририжьем другие регионы находятся в неравноценном положении, поскольку с учетом транспортных издержек инвестор скорее разместит производство в Адажи, а не в Балви. Депутат полагает, что министерству регионального развития нужно разработать компенсационный механизм для отдаленных территорий.

О плачевном состоянии дорог рассказала и Регина Лочмеле-Лунева из "Согласия" - она посоветовала депутатам проехать по дороге из Балтинавы в потенциальный краевой центр Балви – дорога на этом участке выглядит "как будто после войны".

Министерство обещает 300 миллионов

Советник министра среды и регионального развития Мадарс Ласманис уже в которой раз пообещал муниципальным руководителям, что в следующие три года на ремонт и строительство дорог выделят триста миллионов евро, из которых семьдесят миллионов можно будет получить уже в 2021 году, а остальную сумму – в 2022 и 2023 годах. Представители самоуправлений напомнили, что министр транспорта Талис Линкайтс на встречах ничего такого не обещал.

"Я ничего такого не обещаю, потому что это не мой бюджет. Это отдельная программа, которую будет осуществлять МОСРР. И это сфера ответственности министра Юриса Пуце", - объяснил Линкайтс журналистам.

Из сказанного представителями обоих министерств можно сделать вывод, что МОСРР планирует получить это финансирование в рамках административно-территориальной реформы, чтобы уделить особое внимание именно дорогам из нынешних краев в новые муниципальные центры.

Правда, привести дороги в порядок обещали и во время муниципальной реформы 2009 года, но из многих волостей в краевой центр нельзя доехать по хорошей дороге.

Возить пассажиров, которых нет: Латвия вбухает миллионы в железную дорогу

МОСРР вместе с Latvijas valsts ceļi планирует уже до апреля выявить те участки дорог, которые нужно починить в приоритетном порядке.

Как добавил Ласманис, в последующие годы на региональное развитие планируется выделить значительные средства из разных источников, включая программы фондов ЕС. Но чтобы их освоить, "должны быть сильные самоуправления, которые смогут забрать это финансирование".

Он объяснил, что, к примеру, Балтинавский край со своим небольшим бюджетом в Государственной кассе может занять примерно 200 тысяч евро. Но если самоуправления объединят свои ресурсы, они смогут осуществлять проекты на 20 миллионов евро. Программа поддержки Латгалии, которая существует уже сейчас, будет продолжена. По мнению Ласманиса, маленькие самоуправления не могут привлечь новых инвесторов.

Остались одни пограничники

Председатель комиссии Сейма по обороне и внутренним делам Юрис Ранцанс (НКП), избранный от Латгалии, с пониманием относится к опасением региональных лидеров. По его мнению, отъезд жителей из приграничья "однозначно повлияет на безопасность этой территории – она должна быть обжитой".

"Огромные округа пустуют, только пограничники гуляют", - продолжил Ранцанс.

Комиссия, которой он руководит, задала вопрос о том, как краевая реформа повлияет на государственную безопасность приграничья, руководству министерства обороны и МВД. Министерство обороны ответило, что никаких проблем для вопросов своей компетенции в отъезде людей не видит.

Телефон президента - только мне: Пабрикс показал жителям Латвии, как готовится к кризису

Это подтвердил и министр обороны Артис Пабрикс ("Для развития/За!"). По его мнению, ситуацию с безопасностью в приграничье не надо связывать с реформой. Министр напомнил, что в Латгалии сильное Земессардзе, и от него не было получено никакой информации, что реформа должна вызывать беспокойство.

Глава фракции "Нового Единства" Айнарс Латковскис, который долгие годы возглавлял комиссию по обороне, также считает, что любое приграничье имеет особое значение с точки зрения безопасности, но этот вопрос не надо связывать с муниципальной реформой. По его мнению, маленькие края не могут развиваться, что ведет к истощению соответствующих территорий.

Как уже писал Sputnik Латвия, именно приграничные латгальские самоуправления являются наиболее бедными, если рассматривать их доходы в пересчете на одного жителя.

Где в Латвии жить хорошо: богатые и бедные самоуправления>>