Начните с обещаний партий: в Латвии хотят установить уголовную ответственность за фейки

Несколько депутатов коалиции Сейма подали в парламент поправки к Уголовному закону, подразумевающие уголовную ответственность за распространение фальшивых новостей в корыстных целях
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 31 янв — Sputnik, Дмитрий Олейников. Парламент Латвии передал в комиссии поправки к Уголовному закону, предусматривающие ответственность за распространение фейков в интернете. Оппозиция на дебатах доказала, что к фейкам в нынешней редакции поправок могут быть приравнены предвыборные обещания партий.

Это киберхулиганство!

Ввести уголовную ответственность за "фальшивые новости" или фейки в латвийском сегменте интернета предложила группа депутатов во главе с Улдисом Будрикисом (Новая консервативная партия). К нему присоединились многие депутаты от Нацобъединения.

Цензура наступает: Facebook обещает "охотникам на фейки" в Риге 1200 евро

Мотивируя коллег поддержать поправки, Будрикис, в частности, сказал: "В латвийском информационном пространстве набирают популярность так называемые сайты, собирающие клики. Они не зарегистрированы как средства массовой информации в понимании закона, однако пытаются завоевывать аудиторию (и рекламный рынок), сознательно включая в содержание провокативную, тенденцизную и искаженную информацию…"

Затем последовали примеры: "С марта месяца русский язык станет вторым государственным языком". Далее: "С 1 марта за вход в школы детям придется платить 1 евро"… "Медики предупреждают: в начале февраля ожидается вспышка коронавируса в Латвии"… "В Цесисе зарегистрированы первые случаи коронавируса", - перечислил примеры Будрикс.

Депутат делает вывод: это киберхулиганство. "Распространение таких новостей и создание подобных сайтов имеет корыстные цели. Это киберхулиганство – сравнительно новая тенденция. Законодатель за это пока не предусмотрел никакой ответственности", - сказал Будрикс. По его словам, в Кодексе об административных нарушениях вскользь сказано и о распространении фейков, однако, считает он, необходимо более четко определить ответственность за такого рода деяния, поскольку иногда такие новости распространяются с целью нарушения общественного порядка и спокойствия в киберпространстве, получения материальной выгоды.

А предвыборные обещания – тоже?

Депутат Алдис Гобземс заявил, что поправки плохо подготовлены, и объяснил почему (его выступление неоднократно прерывалось смехом и аплодисментами в зале).

"Новая консервативная партия и письменно, и устно обещала "3 х 500". Это фальшивая новость или нет? Она вызвала волнение в обществе? Она была создана с целью получения материальной выгоды, чтобы партия попала в Сейм? НКП обещала минимальные пенсии в размере 200 евро с 2019 года. Это вызвало волнение среди пенсионеров? Это было сделано с корыстной целью, чтобы вы получили должности? Было! Так что это отвечает предложенной вами статье Уголовного закона!" - сказал Гобземс.

"Европейский информационный спецназ" могут закрыть за фейки

Депутат привел еще один пример: "Сегодня в социальных сетях Даниэль Павлютс (лидер партии "Для развития/За!") разместил новость: "Мы будем бороться за снижение ставки НДС на медикаменты". Он голосовал – "воздержаться", что, по сути, означает "нет". Это фальшивая новость? Причем с корыстной целью - чтобы он был руководителем фракции и с соответствующей зарплатой".

Далее – о распространении фейков: "То есть все, кто перепостил в соцсетях запись Даниэля Павлютса о том, что он выступает за снижение ставки НДС, или обещания НКП - "3 х 500" и про 200 евро пенсий, всех их можно сразу сажать в тюрьму. Так получается по этой редакции закона".

В заключение депутат отметил, что он, конечно, не приветствует распространение фейков в СМИ, однако призывает подготовить качественный законопроект. "Не сажать в тюрьму всех, а сначала укрепить не только на словах, но и делами – законные СМИ, выполнить свои предвыборные обещания, а не распространять фейки, которыми полны ваши партийные программы", - сказал Гобземс.

В итоге "за" предложение направить поправки на рассмотрение в комиссии проголосовали 52 депутата парламента, против выступили 25.