Высокая эффективность боевой техники советского и российского производства не дает покоя Пентагону, поэтому американские летчики отрабатывают тактику противодействия вертолетам Ми-24 – в районе авиабазы Дэвис-Монтан, неподалеку от города Тусон и мексиканской границы. Подобные маневры с использованием вооружений российского (советского) производства на территории США проводятся не впервые.
Ударные вертолеты Ми-24 по прозвищу "Крокодил" задействованы в ходе учений 55-й эскадрильи ВВС США для оценки возможностей американских летчиков и вертолетов (включая модернизированные версии HH-60G Pave Hawk). Пара Ми-24 была куплена у Болгарии частной американской компанией (из Алабамы), как экспонаты для музея авиации холодной войны. Когда винтокрылыми машинами заинтересовались в Пентагоне, они получили вторую жизнь в качестве имитации угроз ВВС США.
Представитель авиабазы США капитан Курт Уоллин отметил: "Тренировки с использованием ударных Ми-24 – серьезный шаг вперед, который позволяет сделать выводы по поводу возможностей наших вертолетов, актуальности нашей тактики, применяемых процедур и вооружений".
Летчик 55-й эскадрильи ВВС США Стивен Адамс дополнил: "Мы должны понимать, как нам действовать против той или иной угрозы в воздухе. Именно поэтому такие учения очень важны для нас".
О каких же угрозах рассуждают в Аризоне, с учетом отсутствия Ми-24 в сопредельной Мексике? Оказывается, ударные вертолеты Ми-24 находятся на вооружении ряда стран, которые "являются потенциальными противниками американских сил, развернутых по всему миру", отмечает издание The Aviationist. Соответственно опыт авиабазы Дэвис-Монтан будет иметь широкую проекцию.
ВВС США: гедонисты и мазохисты
В Аризоне ударный вертолет Ми-24 американцам понравился, его даже назвали "высокоэффективным оружием", что совсем неплохо для 45-летнего "ветерана". Впрочем, близкое знакомство с этой машиной состоялось гораздо ранее.
По данным СМИ, старший унтер-офицер армии США Джеф Стейтон в середине 1980-х в обстановке секретности испытал один из образцов Ми-24 (натовское наименование – Hind). Американского летчика поразили: защитный полудюймовый слой брони, невероятный обзор "в стеклянном шаре", мощные турбореактивные двигатели, система автоматической стабилизации полета, герметизация кабины для защиты от химического и биологического оружия, и обеспечивающие до 28% подъемной силы длинные крылья Ми-24 (позволяющие к тому же использовать множество точек подвески вооружения).
В кругу специалистов широко известно резюме испытателя Стейтона: "Если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений, Hind оказался бы на самом верху моего выбора". Такой вот авиационный гедонизм. Иное дело – попасть под огонь Ми-24 на поле боя.
Вертолет имеет впечатляющее вооружение. Неуправляемые авиационные ракеты различных типов и модификаций предназначены для поражения площадных целей на дальности до 3,5 тысячи метров. Противотанковые управляемые ракеты способны с высокой точностью поражать бронированные цели противника на расстоянии до пяти тысяч метров. Управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-60 позволяют вести воздушный бой против низколетящих воздушных целей на удалении до 20 км. Кроме встроенной 30-мм пушки, имеются подвесные контейнеры с пулеметами или 30-мм гранатометами, а также контейнеры с 23-мм пушкой. Подвески позволяют нести авиабомбы весом от 100 до 500 кг.
А в одном из воздушных боев, 27 октября 1982 года, иракский вертолет Ми-24 на встречном курсе сбил американский истребитель ВВС Ирана F-4 "Phantom II", обладавший более мощным вооружением. Немногим ранее, 8 июня 1982 года, в небе Ливана сирийский Ми-24 сбил такой же Phantom II двумя ракетами "воздух-воздух" Р-60 с расстояния 8 км. Парадоксально.
Кроме характеристик "железа", американцам необходимо учитывать еще и менталитет летчиков. К примеру, некоторые мастера летного дела в Афганистане по-самолетному выполняли "петлю Нестерова" на Ми-24 со штатными двигателями и вооружением.
Операционное пространство
Тяжеловооруженный, защищенный броней и невероятно живучий вертолет Ми-24 изначально создавался для классической войны на европейском театре военных действий – для огневой поддержки войск на поле боя, высадки тактических десантов. За десятилетия эксплуатации стал символом совершенства.
Ми-24 участвовал в боевых действиях в горах и пустынях Афганистана, в ущельях Кавказа и Памира, в тропических лесах экваториальной Африки. Наибольшую популярность с 1991 года получили модели Ми-24П с пушечным вооружением и Ми-24В, оснащенные счетверенным 12,7-мм пулеметом.
Как бы то ни было, эта машина повсеместно и убедительно демонстрирует оптимальное соотношение цены, качества, надежности и эффективности боевого применения.
Вертолеты Ми-24 остаются основной ударной силой российской армейской авиации, служат во многих странах СНГ и постепенно уступают место в строю различным модификациям Ми-35. Кроме России, вертолет Ми-35 эксплуатируют Азербайджан, Бразилия, Венесуэла, Ирак, Нигерия – всего за рубеж отправлено около ста машин. Гипотетически Ми-24 и Ми-35 могут встретиться с американскими "черными ястребами" в реальной боевой обстановке. Многое зависит от ранее упомянутого списка "потенциальных противников" и разумного отношения стратегов Пентагона к реальности многополярного мира.