Для русскоязычного населения Латвии Национальное объединение и его политики — это форточка, через которую удобно выпускать наружу негативные эмоции — не держать же все это в себе. Достаточно посмотреть на одухотворенные идеей спасения нации лица его лидеров — Дзинтарса, Иесалниекса, Домбравы, Шноре, чтобы стало хуже. Однако некоторые инициативы Нацобъединения показывают, что никто так не переживает за русских Латвии, как они.
Ну вот последняя идея Нацобъединения — запретить предвыборную агитацию на негосударственном языке. По-моему благородно до самоотверженности — пускай латыши потребляют эту якобы бесплатную лапшу на уши. Тем более, что они сами, как большинство избирателей этой страны, ее заварили.
Как в рекламе быстрых кредитов
Этот почин, пожалуй, можно сравнить с прошлогодним запретом рекламы быстрых кредитов в электронных СМИ. Надо сказать, что компании, специализирующиеся на грабеже населения с помощью "быстрых", "легких", "смс-кредитов", "кредитов силой мысли" (когда достаточно послать кредитной фирме мозговой импульс, и деньги у тебя на счету), подошли к задаче наплевать на запрет творчески.
Особо одаренные прибегли к эзопову языку. Большинство компаний внебанковского кредитования в рекламе теперь не указывают вид своей деятельности. Они обещают "сбычу всех мечт", "новое начало", воплощение самых светлых и грандиозных планов здесь и сейчас и чуть ли не вечное счастье.
Так как большинство названий таких фирм на слуху и раскручено, то даже не слишком обремененному интеллектом потребителю быстрых денег понятно, что ему предлагают взять очередной кредит. А одна фирма позиционирует себя, как эксперта по "капусте", которая, как известно, не только является источником витаминов и микроэлементов, но и улучшает настроение.
Ну-ка? Какие еще в русском есть синонимы денег. "Бабки", "бабло", "бабосики"?
Крестьянки и матросики
Нет счастья? - Ерунда!
Бесплатные бабосики
У нас вас ждут всегда!
Или вот:
Прохудились тапки?
Не грусти, дружок,
Свяжут тебе бабки
Тапок и носок!
Ну и так далее. Как ни парадоксально, но ближе всего по наглой токсичности и цинизму к рекламе внебанковского кредитования стоит именно политическая реклама, прежде всего — предвыборная агитация.
Партии как кредиторы
По сути фирмы-кредиторы не облегчают клиентам жизнь, не делают ее легче и счастливее, а напротив, могут погрузить их жизнь в пучину отчаянья, обременив грабительскими процентами, за счет чего и имеют на бутерброд с икрой.
Точно также и с партиями. Вершина их жизнедеятельности и основной смысл существования — добраться до кормушки. А уже там они занимаются тем, что распределяют бюджетные потоки, делят сферы влияния, расставляют своих людей на денежные места, распределяют закупки государства и самоуправлений, а самые ленивые и бесталанные - просто получают депутатские и чиновничьи оклады.
Платят за банкет налогоплательщики, латвийские и всего ЕС. Но во время предвыборного токования политики стеснительно умалчивают про основной вид своей деятельности. Они тоже говорят о светлых и грандиозных планах, о счастье и благополучии населения, о возвращении уехавших на чужбину, о доступности здравоохранения и о готовящемся рывке экономики.
Бесплатным омаром и кашей
Раскрасим твой серенький быт!
Рывок экономики нашей
Пусть подлых врагов уязвит!
То есть эти люди тоже не только знают толк в капусте, но и обещают поделиться ею с избирателями. И многие даже верят, как свидетельствуют результаты выборов и какая-никакая явка.
Поэтому, конечно, если быть последовательными и честными до конца, всю политическую рекламу в стране надо запретить вовсе. И спасибо Национальному объединению, что оно готово сделать первый шаг в этом направлении.
Впрочем, мы должны признать, что между быстрыми кредитами и политиками есть одна большая разница, эдакий вывих демократической системы. От кредита человек может отказаться. А вот от политиков во главе своего государства — нет. За что боролись?