РИГА, 20 янв — Sputnik. В СССР было только два завода микроавтобусов: УАЗ (Ульяновский автозавод) выпускал полноприводную модель для сложных задач, а РАФ (Рижская автобусная фабрика) — обычные гражданские микроавтобусы, пишет шведское издание Klassiker. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
РАФ начал работу в 1949 году с производства кабин и кузовов для грузовиков. В 1958 году появилась на свет модель 977 — микроавтобус побольше аналога от "Фольксвагена", и с двигателем в передней части. Мотор и многие другие элементы были взяты от "Волги" ГАЗ-21. Двигатель объемом в 2,5 литра обладал мощностью в 75 лошадиных сил, что делало РАФ-977 довольно мощной машиной для своего класса.
Рядовые граждане купить автомобиль не могли - РАФ-977 использовался только государственными организациями. На них ездили сотрудники скорой помощи и пожарные, они применялись в аэропортах и так далее. А модификации с дополнительными стеклянными окнами покупал "Интурист", который возил на них гостей на экскурсии.
Однако были и исключения. Например, если в семье было более четырех детей, она могла подать заявку и получить разрешение на покупку или аренду такого микроавтобуса.
Изначально экспортировать их не предполагалось, но некоторое количество РАФ-977 все-таки попало в страны-спутники СССР: в Болгарию, Венгрию и даже на Кубу.
Так или иначе, спрос на них был настолько высок, что в 1966 году их даже начали производить в Ереване, нынешней столице Армении. Там их выпускали под названием ЕрАз-762 вплоть до 1996 года.
В Риге же заслуженную модель 977 в 1976 году заменили новой — 2203-й, — которую еще называли "Латвия". Мощность двигателя от "Волги" ГАЗ-24 составляла 95 лошадиных сил. Много что было взято от "Москвича" 408-й и 412-й моделей. Также автомобиль стал несколько больше: длина его немного превышала 5 метров, а ширина составляла 2 метра.
С тех пор модель 2203 не претерпела существенных изменений, в отличие от окружающего ее мира — еще как. Советский Союз распался, и наступили новые бурные времена, когда приходилось приспосабливаться к рыночной экономике, взаимодействию с другими странами и так далее.
РАФ оказалась в независимой Латвии и стала принадлежать новому государству. Она была практически полностью отрезана от родной страны и привычного российского рынка.
К фабрике в Риге проявляли интерес в Европе, Японии и Корее. Правда, присмотревшись поближе, иностранные партнеры удалились. Тем не менее фабрике удалось наладить контакт с английской компанией International Automotive Design, чтобы разработать новый дизайн для открытого рынка.
Компания могла создать прототип, который выглядел бы современно, но сама РАФ не была в состоянии всерьез усовершенствовать автомобиль. Вместо этого продолжали производить 2023, и последним автомобилем, который фабрика выпустила в 1997 году, стала специальная модель 3311. По иронии судьбы, ее часто использовали на похоронах. Через год фабрика разорилась.