РИГА, 23 дек — Sputnik, Людмила Прибыльская. Накануне голосования, прошедшего 22 декабря при беспрецедентной в новое время активности избирателей (более 70%), общественности в Узбекистане представили сразу два проекта. Один подтверждает всемирно-историческую роль Узбекистана в культуре, проект собрал ученых уже более 40 стран мира — от США до Японии. Другой показывает, как эффективно вовлечь молодежь в общественную деятельность: предложить ей самой задавать формат диалога со сверстниками.
Жемчужиной международной программы выборов-2019 стал проект "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира". Его три года назад инициировали академик АН Узбекистана, историк и археолог Эдвард Васильевич Ртвеладзе, общественный деятель и издатель Фирдавс Абдухаликов и менеджер Екатерина Соболева. Их идея казалась столь же очевидной, сколь и невозможной. С одной стороны, история Узбекистана начинается за полтора тысячелетия до нашей эры, а в средние века эта земля подарила миру такие имена, как основатель медицины Ибн-Сина, астроном и математик Улугбек, поэт и философ Алишер Навои, государственный деятель и полководец Амир Темур. С другой стороны, огромное количество свидетельств этой великой истории — артефактов, древностей и манускриптов — в разное время было вывезено из Туркестана в частные и государственные музейные коллекции всего мира. Эти бесценные шедевры вряд ли можно вернуть на их родину. То есть, зная свою историю, народ не может к ней прикоснуться вживую, она недоступна для изучения в первоисточниках.
Ртвеладзе, Абдухаликов и Соболева решили открыть сокровища их родине. Но не дипломатическим нажимом или призывами к совести нынешних обладателей, а через научное сообщество. Они начали этот проект и продолжают до сих пор — без гарантированного финансирования, считая, что идея сама по себе подкупает и должна пробить себе дорогу.
Отклик ученых ведущих музеев мира, в первую очередь российских, был восторженным. Темпы создания книг-каталогов источников, хранящихся в собраниях этих музеев, беспрецедентны: за три года к печати подготовлено более 30 томов на узбекском, русском и английском языках. В них с энциклопедической тщательностью описаны узбекские коллекции в Государственном музее Востока (Москва), Институте восточных рукописей (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее (Москва), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), ковры и вышивка Узбекистана в собраниях мира (Австралия, Канада, США и другие), рукописи Алишера Навои в собрании Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург).
"Мы рассказываем в этих альбомах не только историю самого музея и собирания его узбекской коллекции, но и описываем сами коллекции, причем не в сухой академической, а в доступной для народа форме, — рассказал академик Ртвеладзе. — Радует, что последовательная и всеобъемлющая публикация узбекского культурного наследия дала всплеск интереса к нему, почву для научных дискуссий о происхождении, датировке и принадлежности некоторых артефактов. Среди аналогичных книг, изданных в других странах, я не нашел другой антологии, которая бы столь полно и последовательно описывала историческое наследие того или иного народа. В этом плане зарубежные коллеги нам завидуют".
Ученые могут по-хорошему позавидовать и тому, как научный проект стал делом государственной важности. Книга, посвященная коллекции японского Михо-музея в Киото, предварена предисловием президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Надо признать, что идея сделать историческое наследие частью бренда страны, ее знаменем, оказалась весьма действенной. Презентация этого альбома стала одним из центральных событий государственного визита президента в Японию в декабре этого года, вызвав большой интерес ученых и прессы.
"Для нас это гуманитарный проект, мы дарим выпущенные книги библиотекам, вузам, музеям, отдельным ученым и сами работаем бесплатно, — подчеркнул издатель Абдухаликов. — Богато изданные и проиллюстрированные книги — дорогое удовольствие. Но именно осознание исторической ценности этого проекта привлекает к нему добровольных помощников. Мы гордимся тем, что президент Узбекистана Мирзиёев, Академия наук, Институт археологии поддержали наш проект, признав его государственный и международный масштаб".
За три года с момента выпуска первых фолиантов серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" роздано уже более 4 тысяч экземпляров различных выпусков. Это только начало: если первые книги печатались тиражом в 500 экземпляров, то сейчас планируются уже массовые тиражи — от 2500 экземпляров. В соответствии с веяниями времени книги снабжены QR-кодами, раскрывающими для читателя дополнительную информацию об описываемых объектах и событиях уже в электронном виде. Инициаторы проекта убеждены, что история должна быть доступной и желанной для молодого поколения.
Вообще, лучший способ увлечь молодежь — предложить участвовать в событиях. Как это сделал тот же неутомимый Фирдавс Абдухаликов, объявив накануне выборов-2019 молодежный конкурс на лучший видеоролик, призывающий принять участие в голосовании. Чего там только не придумали: и смешные мультики, и художественное кино в стиле народной комедии, и социальные короткометражки о том, как важно быть неравнодушным. Победителей определяло голосованием компетентное жюри, в которое были включены, вместе с международными наблюдателями выборов, и ученые из проекта "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира". После чего лучшим раздали денежные призы: от 1 до 10 миллионов узбекских сумов (94-943 евро). Весомая и радостная награда за творческий подход, если учесть, что средняя зарплата в республике составляет сейчас чуть менее 2 миллионов сумов (188 евро).