РИГА, 10 дек — Sputnik, Дмитрий Олейников. Внесение в черный список Айварса Лембергса и даже Вентспилсского свободного порта выглядит как благовидный предлог, чтобы устроить невиданный по размаху передел сфер влияния в латвийском транзитном бизнесе.
Суть обвинений
Как уже сообщалось, Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США на основании так называемого закона Магнитского ввело санкции против мэра Вентспилса Айварса Лембергса и четырех подконтрольных ему организаций: Вентспилсского свободного порта, Агентства развития Вентспилса, Ассоциации развития бизнеса и Латвийской ассоциации транзитного бизнеса.
В заявлении департамента Минфина США говорится, что "латвийский олигарх Айварс Лембергс признан иностранным лицом, являющимся или являвшимся должностным лицом, ответственным за или же прямо или косвенно вовлеченным в коррупцию, включая присвоение государственных активов, экспроприацию частных активов с целью личной наживы, а также коррупцию, связанную с государственными закупками или добычей природных ресурсов, или же во взяточничество".
Минфин США ввел 30-дневный период, в течение которого другие организации и компании, которые имеют деловые отношения с упомянутыми структурами, должны прекратить с ними операции.
"Это политический заказ"
Комментируя свое внесение в черный список, Айварс Лембергс заявил, что это "политический заказ со стороны министра иностранных дел Ринкевичса и министра юстиции Борданса против их политического конкурента".
"Ну и поскольку они служат соответствующим интересам, то Соединенные Штаты сочли возможным применить такие санкции к политику местного ранга Латвийской Республики. Это чистое вмешательство Соединенных Штатов Америки во внутриполитическую борьбу в Латвии, тем более что я на прошлой неделе сказал, что, может быть, буду со своим списком участвовать в выборах в городе Риге. Конечно, само решение абсолютно абсурдное – я не веду никаких сделок, у меня нет никаких компаний, я не занимаюсь бизнесом, я просто политик местного ранга в Вентспилсе".
Говоря о возможных последствиях в отношении упомянутых предприятий и организаций, мэр Вентспилса отметил, что в управление порта, в частности, входят восемь человек, "а не один Лембергс", четверо – представители самоуправления, еще четыре человека представляют министерства. Упомянутые в тексте сообщения Минфина США организации принадлежат всем участникам в равных долях.
"Счета – закрыть, партнеров – предупредить"
Практически сразу после появления информации о введенных санкциях Министерство иностранных дел Латвии распространило сообщение, в котором указало, что "любой, кто будет производить финансовые перечисления лицам (упомянутым в списке), также может быть подвергнут санкциям Управления по контролю за иностранными активами Государственной казны США (OFAC)". МИД сообщил также, что санкции OFAC в Латвии соблюдают участники рынка финансов и капитала. "МИД просит учесть этот дополнительный риск, а также обращает внимание, что выполнение уже заключенных договоров с лицами, подвергнутыми санкциям OFAC, может быть осложнено или невозможно, пока санкции действуют", - говорится в заявлении МИД.
Немногим позже в публичном пространстве появилось сообщение от Комиссии рынков финансов и капиталов (КРФК). Оно было опубликовано в официальном аккаунте КРФК в Twitter. "Латвийские финансовые учреждения не имеют права оказывать финансовые услуги лицам, включенным в черный список по решению OFAC…" Сейчас КРФК "консультируется с учреждениями США, чтобы в ближайшее время дать латвийским банкам руководство к дальнейшим действиям", сообщили в комиссии.
Порт вне закона?
В этом месте наблюдатели и эксперты задумались. Пока речь шла только об одном мэре города Вентспилса, то все выглядело, конечно, печально, но не трагично. Но что будет, если под санкции попадет Вентспилсский свободный порт (с ежегодным оборотом порядка 30 миллионов тонн)? Дело рискует обернуться катастрофой общелатвийского масштаба.
Порт – это главное предприятие города Вентспилс, на нем заняты около 1500 человек. Запретив банкам проводить операции с портом, КРФК автоматически поставит под запрет все зарплатные счета работников. В случае закрытия порта миллионные убытки понесут и сам город, и бюджет страны в целом.
Пожалуй, лучше всего о возможных последствиях приостановки деятельности порта рассказала в своем аккаунте в Facebook журналистка, эксперт по вопросам транзита Галина Молочкова.
"… Против Вентспилсского порта объявлены санкции США. Все равно что чумной карантин. Любой отказ от отправления груза оправдан тем, что груз может быть задержан в любой момент. Платеж может быть задержан и заморожен - а речь идет о десятках миллионов долларов - буквально сейчас. Компании, которые сотрудничают с портом, вдруг оказались под ударом репрессивной системы "деятельность связана с предприятием, находящимся под санкциями". Значит, любой западный банк вправе отказать предприятию с таким партнером.
Казахстанские инвесторы только несколько лет как наладили работу своего зернового терминала. Знаменитый угольный терминал вроде сумел урвать свой кусок российского угля. VITOL на Ventspils nafta все еще хранит и даже экспортирует чуток российских нефтепродуктов по трубе. С завтрашнего дня вся эта деятельность под большим вопросом. Консерваторы транзит законсервировали..." - написала Молочкова.
Вот еще один ее комментарий: "Кстати, США не обложили санкциями ни один российский порт. И даже ни один иранский порт. Под санкции попадали экспорт углеводородов, автомобильной продукции – то есть конкретных отраслей, но чтобы махом целый порт? Для этого надо быть особо ценным союзником и, разумеется, членом НАТО".
Учитывая вышесказанное, а также то, что Вентспилсский порт является незамерзающим, способным принимать крупные суда, возникает закономерное предположение: уж не решили ли союзники по НАТО поменять профиль порта под военные нужды? Тем более что "закрытие порта" произошло через считаные дни после саммита НАТО?
Или это все-таки политико-экономический процесс при поддержке США?
Реакция партий
Политическое объединение "Для развития/За!", входящее в правительственную коалицию, призывает премьер-министра Кришьяниса Кариньша и министра сообщения Талиса Линкайтса на заседании кабинета министров обсудить ситуацию, возникшую в связи с решением Министерства финансов США. Партия также призывает созвать Совет портов и рассмотреть последствия этого решения, которое "может иметь и более широкое влияние на народное хозяйство Латвии".
Министр сообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия) заявил, что после решения Министерства финансов США о включении Айварса Лембергса в черный список важно обеспечить стабильность работы предприятий транзитного бизнеса, максимально сократить влияние санкций на лиц, не связанных с Лембергсом. Министр сделал еще одно заявление: "Решение США… также подтверждает необходимость срочных реформ в управлении портами".
Представитель министерства финансов Алексис Яроцкис сообщил, что американские санкции обязательны и для Госкассы как учреждения, которое выплачивает финансирование для проектов из фондов ЕС. "Все платежи включенным в санкционный список организациям остановлены", - сказал он. (Тут интересно: даже Министерство финансов США дает 30-дневный срок для постепенного завершения операций, но Минфин уже рапортует об исполнении "приказа").
Новая консервативная партия распространила заявление, согласно которому "министр сообщения Талис Линкайтс подаст в правительство предложения по спасению ситуации. Еще ранее международные организации указывали, что в борьбе с коррупцией существуют тяжелые проблемы. Янис Борданс и консервативные депутаты в Сейме потребовали Верховный суд действовать, но Калнмейерс (генеральный прокурор) и Бичкович (председатель Верховного суда) продолжают покрывать своего хозяина и рассказывать, как все в Латвии в порядке".
Очевидно, что в ближайшие дни "портовая тема" станет темой номер один как в Сейме, так и в правительстве.
Вентспилсский и Рижский порты являются крупнейшими в Латвии. Нет причин сомневаться, что министр сообщения предложит адекватные меры, "как обезопасить транзит" от связей с Лембергсом. Понятно, что лучший способ перенять порт под свой контроль - это создать чрезвычайную ситуацию с экстренными полномочиями. Ну а процессы в Рижском свободном порту будут происходить в зависимости от внеочередных выборов в Рижскую думу. Так что, все выглядит как невиданный доселе передел сфер влияния в латвийском транзите. При непосредственной поддержке американских партнеров.