РИГА, 6 дек — Sputnik, Андрей Татарчук. Марш ряда общественных организаций Латвии был задуман как противоположность регулярных факельных шествий, проводимых латышскими националистами в Риге. Да и маршрут был немного другим. Он затронул центр старого города и Домскую площадь, на которой работает вечерний рождественский базарчик.
Альтернативой факелам стали светящиеся экраны смартфонов. Мирные огоньки в вечерней мгле у памятника Свободы смотрелись без всякой агрессии, как и само шествие, организованное партией "Русский союз Латвии" (РСЛ) при поддержке партии Европарламента GUE/NGL – это фракция левых "Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера".
Почему европейские "зеленые" поддерживают протесты в Латвии и РСЛ, но при этом ранее возглавлявшая правительство партия "зеленых" Мариса Кучинскиса исключена из NGL в Европейском парламенте (ЕП)? Одна из причин в том, что латвийские "зеленые" фактически продвигали на законодательном уровне дискриминацию русского языка в стране, что противоречит идеям справедливости и равноправия европейских народов.
В Европарламенте предыдущего созыва 150 депутатов поддержали развитие образования на языках нацменьшинств в Латвии и Эстонии. В действующем ЕП проблема русских школ, хотя и заслоняется горячей ситуацией в Каталонии, все же обращает на себя внимание евродепутатов.
Не факельное шествие
"Почему мы идем за русские школы? – говорит Алла, мать 12-летнего школьника. – Потому что политики стараются делать вид, что этой проблемы не существует. В Советской Латвии латышский язык имел равные права с русским языком, а сейчас национальные политики зашли дальше Сталина. Мы видим планомерную, жестокую стратегию языкового поглощения, расчеловечивания и уничтожения культур этнических меньшинств. Наши соседи, друзья и знакомые латыши этого не замечают, вы думаете? Они все видят. Но за последние почти 30 лет национальной ксенофобии в Латвии унижать других людей стало нормой, этого политики перестали стыдиться".
Ровно год назад, 5 декабря 2018 года, кабинет министров заслушал доклад министерства образования и науки о плане перевода всех средних школ в стране на латышский язык. Правительство поддержало предложение, активно продвигаемое тогдашним министром образования Карлисом Шадурскисом, и теперь уже новым министром - Илгой Шуплинской.
Введение преподавания во всех латвийских начальных и средних школах исключительно на латышском языке утверждено с 1 сентября 2021 года, как предусматривают поправки к законам. Языковые поправки касаются даже детских садов и частных школ национальных меньшинств. Форма и методы, которыми среди русских школьников насаждается государственный язык, являются прямой дискриминацией четверти русских детей Латвии и небольшой части других национальных меньшинств.
Кстати, первая русская школа на территории современной Латвийской Республики — Екатерининское уездное училище, основанное в честь императрицы Екатерины Великой, была открыта в Риге 7 февраля 1789 года – ровно 230 лет назад. Русские школы наряду с латышскими существовали как при Первой республике, так и во времена авторитарного режима Карлиса Улманиса, а также при фашистской оккупации. Только с 1991 года началось сворачивание образования на русском языке. В 1991/92 учебном году удельный вес русских школьников составлял 46%, а сейчас лишь около 25%, что значительно ниже доли русских жителей в составе населения Латвии.
Оговоримся, что при этом латвийские запретительные законы не касаются преподавания на английском языке: конечно, знание иностранного языка (латышский, английский, арабский, китайский) – это отличное конкурентное преимущество. Замещение русского английским вполне вписывается в доктрину создания новых элит эпохи глобализации в духе Джорджа Сороса, но при чем тут школы Латвии?
"Мелкий политик"
Почему образование на иностранных языках нужно и важно для успешного развития государства? Хотя бы потому, что национализм – рудимент омерзительного и постыдного прошлого, помните: "Одна страна, один народ, один фюрер"?
Сужение языкового пространства катастрофически ограничивает возможности и перспективы будущих поколений, а в случае маленькой и демографически неуспешной Латвии это зло вдвойне. Хотя сегодня в латвийских школах латышские дети в среднем показывают лучшую успеваемость по сравнению с русскими сверстниками: школьники, которым преподают такие предметы со специальной терминологией, как физика и химия. Об этом Sputnik Латвия рассказала одна из участниц марша. Женщина пришла на мероприятие с дочкой по имени Кира. Девочка учится в четвертом классе в рижской школе. Она сообразительная не по годам и очень живая.
"Я не против латышского, но не надо заставлять детей! Конечно, Пушкина люблю больше Кришьяна Барона. Я хожу на все протесты. Я - мелкий политик", - самоиронично сказала девочка.
По словам матери Киры, учащиеся на неродном языке теряют больше времени на полноценное изучение учебных материалов и отстают по программе. У детей пропадает мотивация учиться, падает уровень знаний, как показывают исследования, и это ведет к маргинализации общества. И еще, латышизация в русских школах связана с пропагандой актуального коллективного бессознательного.
"Уже в четвертом классе Кире и ее одноклассникам рассказывают, что наши деды сражались с коммунистами, что легионеры СС были не на стороне Гитлера, а на стороне свободной независимой Латвии. А дочь приходит домой и говорит: а наши деды тоже как герои сражались со Сталиным. Детям показывают фильм "В огненном кольце" о событиях образования Первой республики, где Улманис – герой, а большевики и немцы сражались друг с другом. Но ведь Улманис прятался под защитой военных кораблей Антанты возле Либавы, об этом не говорится. Детям промывают мозги в духе тоталитарной пропаганды – и это страшно. Не только русское, но и польское, украинское, еврейское образование, в том числе в бизнес-школах, реформой образования поставлено латвийскими политиками фактически вне закона".
Запретите английский
Мать троих школьниц (старшая – в пятом класс) рижанка Евгения Крюкова называет латвийское образование фикцией и планирует перевести детей на дистанционное образование на родном языке – в этом случае эффективность выше. По ее словам, учителя говорят, что "родители должны сидеть с ребенком, переводя задания учебных материалов на родной язык, а потом переводить ответы на латышский язык и вписывать в тетрадь.
Русская учительница средней школы заявила моей дочери, что если она хочет учиться на русском языке, то должна ехать в Россию. Уже сегодня на уроках латышского дети учат латышский язык с азов, а на других предметах от них требуют, чтобы они этот язык уже неплохо понимали и говорили на нем", - рассказала Крюкова.
"Марш света", участники которого прошли и по улице Екаба, мимо спящего здания парламента, и по оживленной вечерней Домской площади, снимали на камеры смартфонов туристы – десятки иностранных туристов. Может, расскажут об этом у себя на родине. В колонне развевались флаги ЕС и Латвии, а также России. В Латвии живет много российских граждан-экспатов, родной язык на уроках в школах для многих из них важен.
А с одним из гостей Риги, пожилым немцем, удалось побеседовать на улице Калькю, возле театра Русской драмы.
"Конечно, в Лихтенштейне, Финляндии и в Бельгии есть несколько официальных равноправных языков, - сказал немец. - И если некоторые страны Европы ввели равные права для всех коренных народностей из-за политического понимания основ демократии, то валлийцы в Уэльсе боролись за свой язык, пока не добились его легитимизации. У нас в Германии есть частные школы для иностранцев, нет проблем. И то, что делается в Латвии для уничтожения русского языка, имеет корни в виде пропаганды и противостояния идеологий. Если бы в целях сохранения монополии НАТО на оружейный бизнес не было выгодно параноизировать общество, что Кремль нападет на страны Балтии и Польшу и захватит их, все было бы с вашим русским образованием хорошо".
Риторический вопрос: способны ли латвийские политики запретить английский язык в латвийских частных школах и МВА-программах в связи с тем, что "одна страна, один язык", и как бы ответил на такое Вашингтон?
В случае запрета русского языка в школах пока абсолютный зеленый свет, эта реформа легитимизирована решением Конституционного суда Латвии. Так латинское понятие res publica – "общественное дело", подразумевающее равные права и возможности для всех представителей социума без исключений, национально-либеральная коалиция превратила в фейк.
Какие конституционные права населения, какое стремление стать частью Европейского союза?.. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш недавно высказал мнение, что Латвии следует подписать запрещающую и преследующую насилие и дискриминацию людей по социально-гендерным признакам Стамбульскую конвенцию, чтобы "быть как в ЕС" – это вспоминалось как шутка на вечерних улицах Старой Риги.
Об этом узнают все
Сделав круг по городу, от здания министерства образования на углу улицы Вальню в Старой Риге, шествие пришло к памятнику Свободы. К слову сказать, в ходе мероприятия не было ни одного нарушения. Порядок очень четко контролировали полицейские.
Возле здания Сейма прозвучал призыв Atlaist Saeima - "Оставку парламенту!". В свете фонариков телефонов рижанка Инна Дьери собирала подписи в Европарламент и Еврокомиссию от родителей школьников, указывая, что закон об образовании в новой редакции ограничивает Рамочную конвенцию о правах национальных меньшинств. Правозащитник Владимир Бузаев и общество Parents.lv призывают не быть равнодушными и защитить родной язык.
A-capella прозвучала маршевая песня по мотиву песни итальянских коммунистов Bandiera Rossa. В оригинале песни, правда, поется о красном знамени. Эту песню знали при фашистском режиме Муссолини и во время Гражданской войны в Испании. А в рижском варианте звучало пожелание: "Поднимем выше мы наше знамя, ведь правда с нами, ведь правда с нами. Пусть наша школа живет веками, победа с нами на все века".
Как указал латвийский правозащитник Александр Кузьмин, в настоящее время на языках меньшинств учатся менее четверти школьников, но школьная реформа Латвии нарушает законные международные обязательства, принятые ранее – это Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств, конвенция ЮНЕСКО по предотвращению дискриминации в области образования и ряд других обязательств.
Как пояснил один из организаторов "Марша света", сопредседатель РСЛ Мирослав Митрофанов, в этот раз в акции протеста участвовали от 1,5 до 2,5 тысячи человек.
"Многие политики думали, что после решения Конституционного суда о том, что запрет русского образования является законным, мы замолчим. Это не так - акции будут продолжаться", - обещал Митрофанов.
Ближайшая акция в защиту школ с родным языком обучения состоятся 10 декабря у дипмиссий Латвии за границей, включая посольство республики в Бельгии.