РИГА, 2 дек — Sputnik. Директор латвийской Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс поделился со СМИ неофициальной информацией о том, что крупнейшие российские грузоотправители подписали с правительством РФ график сокращения грузопотоков через латвийские порты.
"На этот раз правительство России подошло к этому вопросу очень серьезно", — сказал чиновник, отметив, что последствия этих решений ощутимы уже сейчас.
Объемы грузов в течение девяти месяцев сократились по сравнению с прошлым годом на 12,5%. И особенно все плохо с углем - объемы перевозки угля настолько низкие, что они оказались хуже самых пессимистичных прогнозов, которые делались полгода назад.
Новость об уходе России из латвийских портов вызвала встревоженность среди хозяйственных активистов и политиков, которые удивились недальновидности латвийских чиновников.
"Как говорится, не надо путать спорт с политикой, надо уступить, не надо раскачивать болезненные темы, нельзя все время жить прошлым, нужно дать право голоса негражданам", - пишет Айгарс Прусис.
"То, что грузы перенаправят в свои порты, и о том, что Беларусь может сделать так же, Россия четко и ясно говорила уже годами. Делали сюжеты, но чиновники всегда отмахивались, что у страха глаза велики. И что теперь? Делают большие глаза и разводят руками", - отмечает журналист Фредерик Озолс.
"В то время у немцев деньги не пахнут: германское бизнес-сообщество не признает санкции в качестве инструмента для реализации политической воли. В результате: немецкие компании приняли участие в Международном форуме производительности в России", - сообщает Эгонс Мудулис.
"Ждем хор экспертов, которые нам расскажут, что транзит - это жалкое наследие СССР, что нам этого не надо, и вообще все это уже давно мешает переориентироваться на "правильные" отрасли с высокой добавочной стоимостью", - с сарказмом написал депутат Вячеслав Домбровскис.
Впрочем, подобные мнения не заставили себя долго ждать: некоторые сочли новость о сокращении транзита хорошим признаком и поводом для радости.
"На самом деле нам нужно только радоваться планам России по поводу портов. Это только показывает, что Россия не надеется получить Латвию обратно в свой состав", - полагает пользователь Twitter под ником angry by default.
В свою очередь экс-депутат Вейко Сполитис призывает быть терпеливыми и просто дождаться "смерти империи".
"Последняя империя Европы умирает потихоньку, но умирает! Нам нужно быть терпеливыми и не продлевать возможности восстановления империи зла", - подбадривает огорченных пессимистичными прогнозами активистов Вейко Сполитис.
Напомним, что предупреждения со стороны России о том, что грузы будут идти в обход Прибалтики, звучали уже давно, однако объем грузоперевозок стал существенно сокращаться лишь после 2014 года. Теперь же, по словам Юриса Иесалниекса, перевозку традиционных грузов планируют сократить до нуля, а через Латвию перевозить только опасные грузы.