РИГА, 26 ноя — Sputnik. Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш ("Согласие") направил премьер-министру, Минздраву и фракциям Сейма письмо, в котором призвал государство обеспечить доступность фармацевтического обслуживания для населения, сообщает "МК Латвия".
Вчера Совет по конкуренции обнародовал результаты исследования, которые показали, что в Латвии действует самый неблагоприятный для потребителей механизм образования цен на лекарства в странах Балтии.
"Так выглядит "накрутка" цен на медикаменты в Латвии в исследовании Совета по конкуренции. Как оказалось, наша страна в лидерах по "облапошиванию" аптечными сетями своих жителей - с легальной государственной схемой удорожания лекарств на 25%", - прокомментировал Элксниньш выводы Совета по конкуренции на своей странице в Facebook.
Ранее мэр Даугавпилса выложил в социальных сетях таблицу, в которой сравниваются цены на лекарства, по которым их закупает аптека закрытого типа Даугавпилсской региональной больницы (ДРБ) для собственных нужд, с ценами, по которым лекарства можно приобрести в аптеке Mēness aptieka, находящейся на территории больницы. В аптеке открытого типа предлагаемые жителям лекарства гораздо дороже.
Элксниньш призвал государство навести порядок в этой сфере. В своем письме он указывает, что, по его мнению, в сфере фармацевтического обслуживания существует картель, и "в интересах аптечных сетей ограничены права свободно создавать новые аптеки, сети аптек злоупотребляют доминирующим положением, ведут недобросовестную розничную практику и фактически диктуют в стране принципы формирования цен на лекарства".
Хотя в Даугавпилсе имеется 38 аптек, они не обеспечивают жителей города отвечающим их интересам обслуживанием, и дума неоднократно получала просьбы населения вмешаться в решение вопросов доступности лекарств.
Даугавпилсская дума пришла к выводу, что, хотя законами и правилами кабинета министров о критериях открытия аптек и их филиалов предусмотрена возможность самоуправления участвовать в фармацевтическом обслуживании, фактически содержащиеся в правилах ограничения их такой возможности лишают. Поэтому к решению проблемы дума хочет привлечь отраслевое министерство, правительство и Сейм.
Элксниньш сообщил агентству LETA, что договор аренды с Mēness aptieka действует до конца 2019 года, после чего больница объявит новый конкурс. По словам мэра, частично принадлежащая самоуправлению ДРБ обратится в Государственное агентство лекарств с просьбой разрешить самой открыть аптеку в помещениях учреждения. Элксниньш уверен, что агентство откажет больнице в такой возможности, поэтому ожидается обращение в Конституционный суд.
Как это делается в Эстонии
Мэр выразил надежду, что судебный процесс поможет навести порядок в сфере фармацевтики, как это произошло несколько лет назад в Эстонии.
Отметим, что в Эстонии в последнее время разворачивается собственная битва за аптеки: правящая коалиция собирается пересмотреть являющийся основанием для аптечной реформы закон о лекарственных средствах, сообщает Sputnik Эстония.
План аптечной реформы был утвержден пять лет назад. Смысл реформы заключался в том, чтобы вывести аптеки из-под контроля крупных оптовых торговцев лекарствами, которым сейчас принадлежат две трети от общего числа аптек в Эстонии. С этой целью было решено, что управлять аптекой в Эстонии сможет только провизор, которому принадлежит вся аптека или ее большая часть.
Однако за полгода до вступления реформы в силу новым требованиям полностью соответствуют лишь около 170 аптек, то есть одна треть от их общего числа. Если остальные аптеки не будут переведены в собственность провизоров до 1 апреля следующего года, у них не будет законного основания продолжать свою деятельность после этой даты. В общей сложности закрытие угрожает 329 аптекам, из которых 250 находятся в городах с населением более 4 тысяч человек.
Вопрос о том, как предотвратить закрытие аптек, сейчас обсуждается в Рийгикогу. Сетевые аптеки внесли компромиссное предложение, пообещав не открывать новых аптек, если им разрешат оставить в своей собственности уже имеющиеся. Провизоры с этим предложением не согласились, но заявили о готовности вести переговоры.