РИГА, 16 окт — Sputnik. Банки в Латвии после начала "ремонта" финансовой системы не понимают правил игры, в отношении рисков отмывания денег существует большая неясность, это отпугивает инвесторов, заявил глава подкомиссии Сейма по надзору за финансовым сектором Гатис Эглитис в интервью Латвийскому радио 4.
Вчера, 15 октября, состоялось заседание подкомиссии, на котором обсуждались перспективы развития, а также факторы, мешающие росту банковской системы в Латвии. На встречу были приглашены в том числе и представители банка Citadele.
В ходе встречи, в частности, эксперты сравнивали ситуацию в Латвии и в соседней Литве.
"В Литве – огромный приток инвестиций, а у нас — ноль! У нас ничего не происходит. И частично это связано с ситуацией в финансовом секторе. Потому что ни один банк не знает, что ему можно, а что нельзя. Получается, выстроен такой огромный буфер безопасности, но он не позволяет происходить сделкам", — рассказал Эглитис.
Он отметил, что финансово-кредитные учреждения ждут от Банка Латвии, а также от Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) ясных правил игры.
"Что можно, что нельзя. Сейчас в отношении рисков отмывания денег существует очень большая неясность. Это отпугивает потенциальные инвестиции. У нас инвестиции не происходят", - повторил глава подкомиссии Сейма Эглитис.
Напомним, в Латвии началась "чистка" в банках после скандала с ABLV Bank. В феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV, второй по величине латвийский банк, являющийся крупнейшим независимым частным банком в стране, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников. Банк принял решение о самоликвидации, поскольку его не стал спасать ни ЕЦБ, ни Банк Латвии.
После этого банковская система в Латвии подверглась масштабным изменениям, основное из которых – отказ от сотрудничества с нерезидентами и так называемыми компаниями-пустышками. Борьба с "грязными" деньгами развернулась с такой силой, что "под кампанию" попали и фирмы, которые ведут вполне прозрачную деятельность, платят налоги и не пользуются офшорными юрисдикциями. На основании только того, что они являются нерезидентами, а потому "подозрительны", им начали закрывать счета и отказывать в открытии новых, требовать множество документов, подтверждающих происхождение средств, замораживать активы до конца разбирательств.
Латвийский бизнес, публицисты и некоторые политики критикуют власти Латвии за решение закрыть ABLV Bank и "выгнать" нерезидентов из других финансово-кредитных учреждений страны, хотя обслуживание этого сектора приносило немалый доход, часть которого в виде налогов наполняла и государственный бюджет страны.